Суриков В.И. «Утро стрелецкой казни»



Суриков В.И. «Утро стрелецкой казни»

еще фотографии →



Зал 28

На картине Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» мы видим трагическую сцену казни московских стрельцов осенью 1698 года. Художник работал над полотном в течение трех лет. Это первая масштабная картина Василия Сурикова и одна из самых известных его работ. Размеры холста составляют 218 на 379 см.

Первый Стрелецкий бунт произошел весной 1682 года после смерти царя Федора Алексеевича. Царь не имел детей, и на трон претендовали его малолетние братья Иван и Петр, у которых были разные матери – Мария Милославская и Наталья Нарышкина. Иван был с детства мальчиком болезненным и совершенно не интересовался государственными делами, а Петру в то время исполнилось всего 10 лет. При поддержке патриарха Иоакима, Нарышкины и их сторонники возвели на престол Петра.

Милославские увидели в этом ущемление своих интересов и воспользовавшись недовольством московских стрельцов, чтобы прийти к власти, спровоцировали их бунт. Из-за пустой казны стрельцам задерживали жалование, кроме того, с подачи клана Милославских, распространялись ложные слухи: якобы, царь Федор Алексеевич умер не своей смертью, что его отравили, а царевич Иван мертв - его задушили Нарышкины.

Стрельцы ворвались в царский Дворец и стали творить бесчинства, вылавливая и убивая Нарышкиных. В результате погибли два брата Натальи Нарышкиной, престарелый князь Юрий Долгорукий, его сын и многие их сторонники. Кровопролитие происходило три дня с 15 по 17 апреля 1682 года на глазах 10-летнего Петра. Вряд ли стрельцы могли подумать, как страшно отомстит им юный царь за унижение и убийство его родных.

В результате, по настоянию Милославских, в июне 1682 года на царство венчались оба брата – Иван, неспособный управлять страной, а также Петр. Но фактически власть перешла к царевне Софье, занявшей резиденцию в Кремле, а Петр со своей матерью Натальей Кирилловной был вынужден удалиться в Преображенское.

В 1689 году Петру исполнилось 17 лет и формально условий для регентства Софьи не оставалось. Но царевна не собиралась отказываться от престола и между ней и Петром сохранялось жесткое противостояние. В августе Петру донесли, что на него готовится покушение. Напугавшись, он в скрылся в Троице-Сергиевом монастыре, куда направилось и его потешное войско, представляющее к тому времени значительную силу. Здесь он подписал указ, в котором приказывал стрелецким полковникам явиться в его распоряжение в сопровождении стрелецких выборных. За неисполнение приказа царь грозил им смертной казнью.

Вскоре большинство стрельцов подчинилось Петру и прибыло в Троице-Сергиеву лавру, а Софья, оставшись без поддержки, была заточена в Новодевичий монастырь.

Второй стрелецкий бунт произошел в 1698 году. Его причиной считается недовольство стрельцов малым жалованием и оторванностью от семей. В то же время Софья, мечтавшая возвратиться на трон, призвала стрельцов прийти к ней на помощь и защитить Россию от нашествия иноверцев. Воспользовавшись отъездом Петра из Москвы, стрельцы направились в столицу, но дойти им удалось только до Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Здесь они были разгромлены войсками, верными Петру.

Возвратившись из-за границы, царь начал расследование, сопровождавшееся пытками и казнями. По его приказу более тысячи восставших было казнено самыми разными способами, около шестисот человек сосланы в ссылку. Царица Софья, постриженная в монахини, скончалась в 1904 году, пережив своих сторонников-стрельцов на 6 лет.

Художник Василий Суриков обращается к трагической истории стрелецкого бунта. На полотне мы видим сцену казни, происходящую на Красной площади, на Лобном месте. Художник изобразил момент, предшествующий самой расправе, последние минуты жизни стрельцов. Приговоренные к смерти они прощаются со своими родными и единомышленниками, одного из них уже ведут на казнь.

Первоначально Василий Суриков хотел изобразить на картине и несколько казненных. Однако, после того, как его служанка упала в обморок, увидев нарисованного мелом повешенного, художник отказался от своего замысла.

Центральной сюжетной линией картины является противостояние двух личностей – стрельца, в руках которого свеча (символ похорон и смерти) и Петра, гордо, восседающего на коне. Взгляды их непримиримы, полны ненависти и гнева.

Обратите внимание, что солдаты выстроились точно вдоль Кремлевской стены, над которой кружат вороны, а приговоренные к смерти, одетые в белую одежду, со свечами в руках изображены на фоне Собора Василия Блаженного. Даже смерть не заставила их отречься от своих взглядов.

Одного из стрельцов повели на казнь, его свеча потушена и брошена в грязь. Солдат в центре отобрал свечу у седого стрельца и тушит ее. Скоро и того ждет расправа. Несколько свечей горят пока ровно и ярко. Сколько горечи и отчаяния в лицах жен, матерей и детей обреченных на гибель, но не раскаявшихся стрельцов!

На картине Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» главным действующим лицом является народ, именно его художник изобразил на переднем плане. Лица стрельцов и солдат чем-то похожи, а ведущего на казнь бунтовщика солдаты по-приятельски поддерживают. Тем самым, художник хотел показать, что разделенный историей народ остается единым.






Поделиться:





Рядом расположены достопримечательности

810мПамятник Петру I работы Церетели[показать на карте]
990мОружейная палата[показать на карте]
1010мХрам Христа Спасителя[показать на карте]
1010мАлмазный фонд[показать на карте]
1030мСоборная площадь Московского кремля[показать на карте]

Рядом расположены гостиницы

1470мГостиница Варшава[показать на карте]
1700мГостиница Академическая[показать на карте]
1760мГостиница Националь [показать на карте]

расстояния рассчитаны по меткам на карте, действительные расстояния могут отличаться

Еще в разделе
Третьяковская галерея

Айвазовский И.К «У берегов Кавказа»

Шишкин И.И. «Утро в сосновом лесу» («Три медведя»)

Шишкин И.И. «Рожь»

Шишкин И.И. «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии»

Васнецов В.М. «Алёнушка»

Васнецов В.М. «Богатыри» («Три богатыря»)

Васнецов В.М. «Иван царевич на сером волке»

Васнецов В.М. «Царь Иван Васильевич Грозный»

Васнецов В.М. «После побоища Игоря Святославича с половцами»

Суриков В.И. «Боярыня Морозова»

Суриков В.И. «Утро стрелецкой казни»

Репин И.Е. «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре»

Пукирев В.В. «Неравный брак»

Флавицкий К.Д. «Княжна Тараканова»

Перов В.Г. «Тройка» («Ученики мастеровые везут воду»)

Перов В.Г. «Охотники на привале»

Перов В.Г. «Портрет Ф.М. Достоевского»

Перов В.Г. «Сельский крестный ход на Пасхе»

Перов В.Г. «Никита Пустосвят. Спор о вере»

Саврасов А.К. «Грачи прилетели»



Разделы сайта

Гостиницы Москвы

Гостиницы эконом класса

Гостиницы 3 звезды

Гостиницы 4 звезды

Гостиницы 5 звезд

Все гостиницы Москвы >>

Практическая информация

Схема метро Москвы

Карта Москвы

Куда сходить в Москве

Сводная таблица: музеи и развлечения

Кафе и рестораны

Прогулки на теплоходе по Москве-реке

Красная площадь

Красная площадь

Спасская башня

Собор Василия Блаженного

Мавзолей Ленина

Все статьи >>

Московский Кремль

Московский кремль

Оружейная палата

Алмазный фонд

Колокольня Ивана Великого

Все статьи >>

Прогулки по Москве

Смотровые площадки

Старый и Новый Арбат

Поклонная гора

Останкинская башня

Зоопарк

Все прогулки по Москве >>

Музеи

Третьяковская галерея

Музей изобразительных искусств имени Пушкина

Исторический музей

ЦДХ (Центральный Дом Художника)

Все музеи >>

Усадьбы Москвы

Усадьба Кусково

Усадьба Царицыно

Усадьба Коломенское

Усадьба Марфино

Все усадьбы Москвы >>

Храмы и монастыри

Храм Христа Спасителя

Новодевичий монастырь

Донской монастырь

Даниловский монастырь

Все храмы и монастыри Москвы >>

Ж/д вокзалы Москвы

Казанский вокзал

Ленинградский вокзал

Ярославский вокзал

Курский вокзал

Белорусский вокзал

Все вокзалы Москвы >>

Аэропорты Москвы

Домодедово

Шереметьево

Внуково

Аэроэкпрессы

Выставочные центры

Экспоцентр

Крокус Экспо

ВДНХ

Все выставочные центры >>

Необычные достопримечательности

Измайловский кремль

Бункер Сталина

Памятник Леонову

Вантовый мост с летающей тарелкой

Все необычные достопримечательности >>

наверх

наверх