Краеведческий музей Калязина

Краеведческий музей Калязина

поделиться:

Фотографии краеведческого музея


Калязин — небольшой провинциальный город в Тверской области. О его истории и истории Калязинского края можно познакомиться в Краеведческом музее, расположенном в здании Богоявленской церкви Калязина.

Вас, конечно, может удивить, что старинный храм, построенный более 200 лет назад, занят музеем. Первоначально музейные экспозиции находились в Троицком Макарьевском монастыре, но когда был построен Угличский гидроузел, обитель попала в зону затопления и все экспонаты перенесли в Богоявленскую церковь.

Центральная часть Калязина расположена на правом берегу Волги. Через город протекают также реки Жабня и Пуда, впадающие в Волгу. А прославился город колокольней, которая оказалась среди водной глади после строительства Угличской ГЭС. Затопленная колокольня стала необычной достопримечательностью и символом города, также она служит маяком для проходящих мимо теплоходов.

Колокольня в Калязине

Колокольня в Калязине

В прошлом город Калязин состоял из трех частей:

  • Подмонастырская слобода — та часть, где находился Троицкий Макарьевский монастырь
  • Никольская слобода с Николаевским собором, площадью перед ним и колокольней 
  • Свистушенская слобода на правом берегу Волги, сейчас это Заречье.

Современный Калязин включает административную часть, где находятся учреждения и предприятия (школы, больницы и другие учреждения) и Заречье.

Первые упоминания о городе относятся к XII веку, но раскопки на территории Калязина показали, что люди здесь поселились значительно раньше.

Так в витринах Краеведческого музея представлены:

  • Останки ископаемых животных, относящиеся к финальному палеолиту, древнему каменному веку
  • Орудия труда древнего человека (мезолит)
  • Фрагменты лепных керамических сосудов (неолит).
Дьяковская культура: наконечник дротика (в середине), обломок серпа (слева) и нож (справа)

Дьяковская культура: наконечник дротика (в середине), обломок серпа (слева) и нож (справа)

Троицкий Макарьевский монастырь

Монастырь на территории Калязина появился не позднее 1434 года благодаря иноку Макарию, который пришёл сюда с семью монахами-старцами из Кашинского Клобукова монастыря. Для будущей обители монахи нашли уединённое пустынное место в 18-и верстах от Кашина в глухом лесу меж двух озёр. Они строят здесь свои деревянные кельи и церковь в честь Живоначальной Троицы. Очень быстро новая обитель становится местом притяжения многочисленных паломников. И сюда в 1468 году, отправляясь в далекую Индию, приходит Тверской купец Афанасий Никитин. О посещении Калязинского монастыря он написал в своем путевом дневнике «Хождение за три моря». В Краеведческом музее представлена страничка из дневника Афанасия Никитина.

Обитель посещают многие представители боярства и великокняжеских семей, оставляя богатые дары. В музее находятся богослужебные предметы, которые датируются XVII веком. Это витой подсвечник, четки и сосуд братина, крест и чаша для причастия. А самый древний экспонат этой коллекции — топор колун, который исследователи датировали XV веком. Предполагают, что им мог работать сам преподобный Макарий.


Город в Смутное время

Одна из витрин Калязинского краеведческого музея знакомит нас с историей знаменитой битвы, которая состоялась под стенами монастыря в 1609 году. Молодой полководец двадцатитрехлетний Михаил Васильевич Скопин-Шуйский, четвероюродный племянник царя Василия Шуйского, сумел наголову разбить войска гетмана Сапеги. В витрине представлены рубашка-кольчуга, боевые топоры-бердыши и копья-рогатины, разнокалиберные ядра и сторожевой колокол, наконечники копий и стрела.

Скорину-Шуйскому удалось завести поляков на топкие берега речки Жабни. Поляки в то время считались лучшими воинами в Европе. У них были великолепные крылатые гусары (элитная кавалерия, конница), но на берегах Жабни копыта коней завязли, поляки развернуться не сумели, и русские их разбили. Но спустя год после этой блестящей победы поляки вновь возвратились под стены монастыря. Видя, что его охраняют лишь иноки и небольшой отряд Давида Жеребцова (68 воинов), они берут монастырь в осаду, сжигают его и грабят монастырскую сокровищницу.

На тот момент мощи Преподобного Макария находились в богатой серебряной раке. Поляки выбросили мощи на пепелище, а раку изрубили саблями на части, забрав серебро с собой в качестве военного трофея. Поляки ушли, оставив после себя поруганное разоренное святое место. Многим тогда казалось, что монастырь больше никогда не восстановится.


Возрождение Троицкого Макарьевского монастыря

Но смута проходит, и уже при первых Романовых монастырь восстанавливают в белом камне. В экспозиции Краеведческого музея представлен фрагмент монастырской стены, это белый старицкий камень-известняк, украшенный затейливой резьбой. В XVII веке монастырь стал настоящей крепостью на дальних подступах к Москве. Его окружала крепостная стена, высота которой была от трех до восьми метров. Стену укрепили восемью сторожевыми башнями. После пожара был отстроен Троицкий собор. При царе Алексее Михайловиче его стены расписали великолепными фресками. В экспозиции представлен фрагмент фресковой живописи «Страшный суд», это сцена из «Апокалипсиса».

Фреска из Троицкого собора «Страшный суд», сцена из «Апокалипсиса»

Фреска из Троицкого собора «Страшный суд», сцена из «Апокалипсиса»

Над росписями Троицкого собора работали царские кормовые иконописцы, те самые, которые до этого расписывали соборы Московского Кремля.

Царь Алексей Михайлович часто бывал в монастыре, охотился в здешних лесах. Сюда же с потешными войсками позже приходил Пётр Первый. Монастырь всегда привлекал к себе царствующих особ. Приезжали они не с пустыми руками, привозили богатые дары.

В витрине — грамота царя Алексея Михайловича, которая давала право монастырю беспошлинно покупать продукты. Представлены фелонь из турецкого бархата и костяной посох  (также подарок Алексея Михайловича), Большое напрестольное Евангелие — дар семьи Романовых и Малое рукописное напрестольное Евангелие XVI века — дар Елены Глинской, матери Ивана Грозного. Она приезжала сюда с маленьким Иваном в 1533 году, а позже от Ивана Грозного были получены богатые земельные пожалования.

Приезжая в монастырь, царствующие особы искали святости и строгости, и действительно многие монахи, подражая преподобному Макарию, были настоящими аскетами. В витрине Краеведческого музея представлена рубашка-власяница, которую они носили. Она выполнена из грубого конского волоса и шерсти. Надевалась рубашка под одежду на голое тело и несколько раз в жизни монах мог ее снимать. Металлические обереги одевали один раз на всю жизнь. На уровне шейного позвонка они заковывались. В витрине представлены малые обереги, вес которых около восьми килограмм.

Преподобный Макарий носил обереги весом около 16 кг. Тем не менее, он дожил до глубокой старости, умер в возрасте 83 лет. В музее можно видеть его иконописное изображение. Перед своей кончиной он предсказал, что монастырь после его смерти еще больше расцветет. И действительно в XVIII веке обитель вошла в число четырнадцати первоклассных мужских монастырей, занимая одиннадцатую позицию. Эта святость и статус не помешали в 30-е годы его разрушить и территорию затопить.

Детали Троицкого и Никольского соборов Калязина

Детали Троицкого и Никольского соборов

Перед разрушением Троицкого собора некоторые элементы были сняты с его стен — основания крестов, большие и малые золоченные звезды с куполов, колокол и фрагмент монастырской решетки.

Железная оконная решётка

Железная оконная решётка

В музее представлена коллекция изразцов, а также медные сосуды-глазники, которые монтировались в стены храма для придания лучшей акустики. Среди экспонатов — объемные изразцы XVI века и покрытые глазурью изразцовые колонки XVII века. Такими изразцами с глазурью украшали монастырские стены. Пояски выглядели особенно нарядными при восходящем и заходящем солнце.

Изразцы Троицкого и Никольского соборов

Изразцы Троицкого и Никольского соборов

По обеим сторонам царских врат Троицкого собора были установлены столбцы с надписями о том, что крепостная стена вокруг монастыря была возведена по указу царя Михаила Федоровича кашинскими мастерами — отцом Марком и сыном Иваном Шарутиными.


Калязин в 30-е годы

План города Калязина в 30-е годы дает нам представление, какую реконструкцию город претерпел в то время.

Карта Калязина до затопления

Карта Калязина до затопления

Во время строительства Углического гидроузла Калязин попал в зону затопления. Были затоплены две трети города. Полностью под водой оказалась Подмонастырская слобода (там, где находился Троицкий монастырь), три улицы второй части города (Николаевской слободы) вместе с колокольней и Николаевским собором, площадью, торговыми рядами, складскими помещениями и купеческими особняками. То есть был затоплен весь деловой центр. Не затопило только одну часть города — Заречье, которая находится на высоком волжском берегу.

Начиная с 1938 года монастырские строения начинают разбирать на кирпичи, которые шли на строительство углической плотины и кимрского завода №30. Некоторые дома в Калязине тоже построены из монастырского кирпича.

Поскольку стены Троицкого собора были расписаны уникальными фресками, зимой 1939–1940 года в Калязин приехали реставраторы под руководством Павла Николаевича Юкина, которые эти фрески снимают. Морозы в то время доходили до -35. Юкин изобрел метод бережного снятия фресок, который получил название «на мороз». Суть метода в том, что выбирали фрагмент фрески, пробивали вокруг него полосу до кирпичной кладки шириной от шести до восьми сантиметров, разогревали фрагмент жаровнями, на него намораживали тонкую ткань или марлю, пропитанную клеевым составом, и затем гибкими ножами отжимали фреску от кирпичной кладки. Снятую живопись выкладывали тыльной стороной на паркетаж (деревянную решетку) и крепили несколькими слоями раствора алебастра с растительным клеем. Затем запаковывали в коробки и перевозили в здание Краеведческого музея, который был организован в 1937 году. Позже фрески отправили в Москву, в музей архитектуры имени Щусева. Сейчас они отреставрированы и представлены в нем на выставке «Фрески затопленного монастыря».

После снятия фресок 11 марта 1940 года собор был взорван, и город Калязин, который раньше был уездным купеческим городком, превратился в Русскую Атлантиду, потеряв при этом большую часть своей территории.


Калязин в XVIII веке

По указу царицы Екатерины II в 1775 году Калязин получает статус города и развивается как торговый и ремесленный центр. В музее представлены предметы, рассказывающие о калязинских ремеслах.

Изделия кузнецов — это амбарные замки и ключи, изделия литейщиков Калязина — маленькие сигнальные пушечки

Изделия кузнецов — это амбарные замки и ключи, изделия литейщиков Калязина — маленькие сигнальные пушечки

Изделия кузнецов — это амбарные замки и ключи, изделия литейщиков Калязина — маленькие сигнальные пушечки, которые устанавливали на торговых марках. Существовал и изразцовый промысел. Представлены покрытые глазурью изразцы XVIII века с изображением различных бытовых сюжетов.

Печные изразцы 18 века

Печные изразцы 18 века

Печной изразец 18 века

Печной изразец 18 века

Уникальные фотографии дают представления о том, как выглядел город до затопления. На фото представлены три части Калязина:

  • Николаевская слобода (это Николаевский собор, колокольня и Торговая площадь)
  • За колокольней — узкая полоса Волги, на высоком берегу — Троицкий Макарьевский монастырь, это Подмонастырская слобода
  • Заречье, которое раньше называлось Свистухой.
Фото Калязина до затопления: Николаевский собор, колокольня и Торговая площадь

Фото Калязина до затопления: Николаевский собор, колокольня и Торговая площадь

Знаменитая колокольня была пристроена к Николаевскому собору в 1800 году, над её созданием трудились крестьяне помещика Ушакова. Приступая к строительству, они дали письменное обещание: «Если колокольня наклонится, даст трещину или рухнет, они ее восстановят безвозмездно». Но колокольня пережила не только своих создателей, но и строительство ГЭС. Уже был разобран Николаевский собор, территория вокруг была затоплена, а колокольня стояла. Ее оставили как навигационный знак на водохранилище, где Волга делает поворот на 90 градусов. Колокольня показывает глубину судового хода. Ориентируясь на нее, капитан не ошибается, и судно на мель не садится.


Дворянский отдел

В этом отделе Краеведческого музея представлены материалы, рассказывающие о семье Ушаковых, крепостные которых построили колокольню. У Николая Ушакова было три сына и две дочери, Екатерина и Елизавета. Они жили в Москве, на Средней Пресне, а в Калязинский уезд приезжали в свое родовое имение, в село Никитское. На одном из московских балов с Екатериной познакомился Александр Пушкин. Молодые люди полюбили друг друга. Существует устное предание, что Пушкин приезжал в Никитское просить руки Екатерины Николаевны. Но получил отказ, поскольку был человеком небогатым.

Екатерина Николаевна любила Пушкина и письма его хранила всю жизнь, а замуж вышла только после гибели поэта на дуэли. Перед кончиной она велела принести шкатулку с письмами и приказала их сжечь, не желая придавать содержание огласке. Ее сестра Елизавета неоднократно предлагала письма опубликовать, но Екатерина отвечала, что история их любви касалась только их двоих и посвящать кого-то третьего в эту историю она не собирается. Переписка была утрачена.

В экспозиции — акварельный портрет Екатерины Николаевны, подорожная грамота Ушаковых, рисунок дорожной кареты, на которой они добирались из Москвы в Калязин, бронзовый канделябр из дворянской усадьбы, а также две мраморные статуэтки, это «Мальчик с клеткой для птиц» и «Девушка, играющая камушками».

В Калязинском уезде было 70 дворянских усадеб, не сохранилось ни одной.


Купечество

Калязинские купцы считались верхушкой городского общества. Свои капиталы они нажили путем посреднической торговли между Москвой и Петербургом. Кроме того, они имели кожевенные и полотняные, кирпичные и крахмальные заводы, фабрики валяльной обуви. На свои капиталы строили приличные двухэтажные особняки, которые обставляли по последнему требованию тогдашней моды. Среди экспонатов — шкаф-секретер из красного дерева, стул готического стиля и граммофон со встроенным резонатором.

Экспозиция «Купечество в Калязине»

Экспозиция «Купечество в Калязине»

Граммофон со струнным резонатором, Москва, начало 20 века

Граммофон со струнным резонатором, Москва, начало 20 века

Купцы занимались благотворительной деятельностью. Многие храмы, школы и богадельни построены на их деньги. Купцы стремились передать детям все, что ими создано. Большое внимание они уделяли их образованию. В экспозиции — похвальный лист ученика третьего класса Киселева Алексея, выданный ему за хорошую учебу и примерное поведение. Позже этот человек станет преподавателем техникума и будет получать благодарности от руководства и студентов за хорошие знания.


Коклюшечное плетение

Все же купечество Калязина — лишь верхушка городского населения. Основная же его часть жила трудами своих рук — промыслами. Один из них — коклюшечное плетение, занятие, которым занималось до 2/3 женщин Калязина. Коклюшки появляются в Калязине в середине XVII века благодаря царице Марии Ильиничне Милославской.

Она приехала со своим двором в Калязин, спасаясь от эпидемии чумы, которая свирепствовала в Москве. В ее окружении были кружевницы. Находясь под защитой Троицкого монастыря, они и обучили этому ремеслу женщин Калязина. Калязинские кружева отправляли в Москву, Петербург, Англию и Персию. В экспозиции представлены образца калязинских кружев и инструменты, при помощи которых кружева изготавливались. Это холщовая подушка или валик, набитые соломой, деревянные палочки-коклюшки, которые вырезали из лиственных пород дерева, рисунок-сколок, по которому кружевницы, перебирая коклюшки особым образом, выплетают узор. Каждый элемент узора закрепляется булавочкой, которая не дает кружеву расплетаться. Так кружево плелось на протяжении веков.

В 30-е годы промысел был утрачен. В конце 20-х годов XX века появляется дешевое машинное кружево и уже становится невыгодно заниматься кружевоплетением. Последняя артель кружевниц запечатлена на картине Евгения Кацмана «Калязинские кружевницы».

Несмотря на то, что промысел оказался почти полностью забыт на десятилетия, в середине 80-х годов стараниями последних женщин-кружевниц две пожилые бабушки успели передать свое искусство современницам. В Калязине сейчас плетут кружево и учат этому искусству бесплатно.


Интерьер квартиры Калязина 30-х годов XX века

Представлены этажерка с памятными вещами, венский стул, на столе машинка-Зингер, самовар, часы-ходики н стене, которые отсчитывают часы до Великой Отечественной войны.

Интерьер квартиры Калязина 30-х годов XX века

Интерьер квартиры Калязина 30-х годов XX века


Калязин в годы войны

Летом 1943 года сержант Сергей Пичугин совершил воздушный таран немецкого бомбардировщика «HE-111», который шел бомбить Ярославль. В музее представлен двигатель немецкого самолета. Пичугин выбросился с парашютом, однако, он не раскрылся, и летчик погиб. Самолет упал в болотистую почву и пролежал в ней до 2013 года. Ребята из поискового отряда «Спутник», который создан при музее, нашли его. При помощи добровольцев, администрации города с использованием техники двигатель самолета подняли почти с 4-хметровой глубины. Вес двигателя — около 700 кг. Сейчас экспонат находится в музее, напоминая нам о грозных событиях тех лет.

Боевые действия на территории Калязинского района не велись, на фронт ушло 16 тысяч, а вернулось только восемь тысяч калязинцев. Шесть человек удостоены звания Героя Советского Союза. Представлены документы, фотографии и письма. Возвращаясь с фронта, солдаты привозили трофеи. Один из них— сторожевой войлочный сапог весом 2,5 кг, он сделан на толстой деревянной подошве. Одевал солдат такие сапоги на кирзовые сапоги или на ботинки. В них ходить и бегать нельзя, но стоять на морозе в карауле комфортно. Такие сапоги у немцев появились зимой 1941–1942 года после битвы под Москвой, когда они замерзли и поняли, что война всерьез и надолго. Во время войны в Калязине выпускали минометы, печки-буржуйки для партизанских отрядов, валяли валенки и шили шинели, отправляли на фронт большое количество сельскохозяйственной продукции.

Люди жили в очень суровых условиях. В музее представлены незатейливая полка с посудой, ручные жернова и, конечно, тарелка-громкоговоритель, из которой узнавали последние новости с фронта.

Когда же солдаты вернулись, то увидели Калязин в состоянии хуже, чем после немецкой бомбежки. Город был разобран и затоплен, а новый еще не появился. Таким Калязин был до середины 60-х годов. Поскольку город не был захвачен немцами, финансирование на восстановление проходило по остаточному принципу. Электричество появилось только в 1949 году, хотя до Углича рукой подать. В середине 60-х город начинает возрождаться.


Выставка «Дивное узорочье»

Выставка «Дивное узорочье» открылась в июне 2021 года и посвящена 500-летию обретению мощей преподобного Макария. Узорочье — это ценные вещи и диковинно украшенные предметы декоративно-прикладного искусства из собрания музея.

Риза священника на выставке «Дивное узорочье»

Риза священника на выставке «Дивное узорочье»

На выставке представлена коллекция богослужебных предметов, украшенных вышивкой, жемчугом и позолотным шитьем, фотографии Троицкого монастыря, ныне утраченного, иконы «Распятие» и «Воскресение» из Троицкого собора, рассказывающие о житии Христа. Все здесь выполнено затейливо и продумано. 

Икона «Воскресение Христово. Двунадесятые праздники», резьба по моржовой кости

Икона «Воскресение Христово. Двунадесятые праздники», резьба по моржовой кости

Вклад царицы Марии Милославской в Троицкий монастырь — Евангелие в металлическом окладе, Передняя доска с изображением евангелистов на эмалевых миниатюрах. Задняя доска — это чеканка и литье, сцена распятия Христа. Еще одна икона выполнена из моржовой кости предположительно северными мастерами.

Деталь иконы «Воскресение Христово. Двунадесятые праздники», резьба по моржовой кости

Деталь иконы «Воскресение Христово. Двунадесятые праздники», резьба по моржовой кости

поделиться:

поделиться:




Фотографии




О сайте

Все материалы представлены на сайте в ознакомительных целях. Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения материалов возможен только при наличии разрешения правообладателя.