www.msk-guide.ru - достопримечательности Москвы

Путеводитель по Царицыно



Содержание

Введение

Введение


Стоимость билетов и режим работы, как добраться до Царицыно

Стоимость билетов и режим работы, как добраться до Царицыно


Большой дворец

1

Большой дворец


Каменная галерея (Галерея с зубастой аркой)

2

Каменная галерея (Галерея с зубастой аркой)


Памятник М. Казакову и В. Баженову

3

Памятник М. Казакову и В. Баженову


Хлебный дом

4

Хлебный дом


Фигурный мост

5

Фигурный мост


Светомузыкальный фонтан

6

Светомузыкальный фонтан


Царицынская плотина

7

Царицынская плотина


Причал со сфинксами

8

Причал со сфинксами


Малый дворец

9

Малый дворец


Оперный дом (Средний дворец)

10

Оперный дом (Средний дворец)


Фигурные (Виноградные) ворота

11

Фигурные (Виноградные) ворота


Оранжереи

12

Оранжереи


Павильон (беседка) Миловида

13

Павильон (беседка) Миловида


Башня-руина

14

Башня-руина


Арка «Русалкины ворота»

15

Арка «Русалкины ворота»


Грот

16

Грот


Беседка «Храм Цереры»

17

Беседка «Храм Цереры»


Павильон Нерастанкино

18

Павильон Нерастанкино


Большой Гротесковый мост

19

Большой Гротесковый мост


Большой Готический мост

20

Большой Готический мост


Церковь Пресвятой Богородицы Живоносный Источник

21

Церковь Пресвятой Богородицы Живоносный Источник


Первый Кавалерский корпус

22

Первый Кавалерский корпус


Второй Кавалерский корпус (Восьмигранник)

23

Второй Кавалерский корпус (Восьмигранник)


Третий Кавалерский корпус

24

Третий Кавалерский корпус




Усадьба Царицыно на карте



Введение

www.msk-guide.ru
/page_21252.htm

Усадьба Царицыно

еще фотографии →



Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник Царицыно в Москве расположен в южной части столицы и включает в себя дворцово-парковый ансамбль, Царицынские пруды и пейзажный парк. Является особо охраняемой территорией. Музей-заповедник Царицыно является самым большим в Москве. Его площадь составляет 550 га.

Музей-заповедник Царицыно – из истории

В 1984 году на территории Царицынского парка был основан Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР. В 80-е годы идет масштабная реставрация построек Царицынского ансамбля. В 1993 году он получил статус Музея-заповедника и вскоре был включён в перечень памятников истории и культуры федерального значения. Первая экспозиция была представлена во Втором кавалерском корпусе в 1994 году. В это же время был восстановлен Большой мост через овраг. В 1996 году открываются Малый дворец и Оперный Дом (Средний дворец), который используется как главный концертный и выставочный зал. В 1998 году Патриарх Алексий II освятил Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник». В последующие годы реставрируются и другие постройки ансамбля. С 2005 года, когда Царицынский комплекс был передан в собственность города, начались реставрационные работы, которые проводились группой ландшафтных архитекторов под руководством М.Р. Мориной. Были реставрированы здания и павильоны, воссозданы пруды и плотины. Установлена садовая скульптура. Открылся самый большой в столице светодинамический фонтан. 2 сентября 2007 года, в День города был отрыт после реконструкции Большой Царицынский дворец, ставший современным музейно-выставочным комплексом. Сейчас продолжаются работы по благоустройству парковых зон – Ореховской окраины и Бахрушинки.

Музей-заповедник Царицыно – Усадьба и парк

В 1775 году В.И. Баженов получил задание от Екатерины II – построить подмосковную царскую резиденцию в усадьбе «Черная грязь», которая вскоре получила имя - Царицыно. Древнерусский зодчий решил отступить от классического стиля и создать единую композицию с использованием живописной асимметрии различных зданий. Строительство затянулось на годы, поскольку с отъездом двора в Петербург деньги перестали выделяться. Построенные В. Баженовым корпуса дворцовой усадьбы стали ветшать. Через 10 лет Екатерина отстранила зодчего от работы и поручила построить Дворец Михаилу Казакову. Созданный зодчим Дворец был разрушен. М. Казаков постарался сохранить многое из проекта В. Баженова. В результате был создан компромиссный вариант соединения классицистической объемно-планировочной структуры дворцовой постройки с наложенным на нее готическим декоративным убранством. Благодаря этому, Царицынский дворец является единственным в Европе дворцовым комплексом, построенным в стиле «псевдоготики» или «русской готики». Однако мечта Екатерины так и не сбылась - дворец не был при ее жизни достроен. После ее смерти в 1797 году строительство прекратилось. Только в 21 веке Дворец и весь ансамбль были закончен.

В.И. Баженовым в 1776-1778 гг. были также построены Оперный дом - Средний дворец и Малый дворец, предназначенные для императрицы Екатерины II. Малый дворец, - самый маленький из трёх дворцов императрицы Екатерины II. Его называют еще полуциркульным по очертанию небольшой полукруглой площадки, на вершине которой он располагался. Малый дворец находится напротив западного фасада Большого дворца, на главной аллее. Средний дворец расположен между Малым дворцом и Фигурными воротами, ведущими в парк. Название Оперный дом он получил позже, в 1804 году, когда хотели его использовать для концертов и музыкальных вечеров. Хлебный дом также называют Кухонным корпусом. Он был предназначен для хранения продуктов. Здесь должны были располагаться кухни, кладовые и помещения для служителей. Строительство было начато в 1784-1785 гг. архитектором В.И. Баженовым. но до конца не было завершено.

Одно из строений сохранившееся до наших дней, - галерея Миловид с колоннами тосканского ордера, построенная в 1804 году архитектором И.В. Еготовым. В 1805 году им же была построена восьмиколонная беседка Золотой сноп (Храм Цереры), в центре которой установлена статуя древнеримской богини плодородия Цереры. Первое название – Золотой сноп беседка получила по снопу, украшающему ее крышу.

На южном острове верхнего Царицынского пруда установлена арка, которую называют Русалкины ворота. От Русалкиных ворот открывается вид на павильон Нерастанкино, находящийся на высоком берегу. Этот павильон также сооружен архитектором И.В. Еготовым. Недалеко от него можно видеть восстановленный грот.

Рядом с дворцовым ансамблем раскинулся пейзажный парк начала XIX века. Верхний Царицынский пруд образует вместе с Шипиловским и Борисовским самый большой в столице каскад прудов. Работает конный двор, где можно покататься на пони, на лошади. На другой стороне пруда есть горки и турники, канаты и кольца и другие спортивные сооружения. Приятно то, что в парке устроены дорожки и есть скамейки для отдыха. Работает лодочная станция.

Музей-заповедник Царицыно

Главной постройкой Царицынского комплекса является Большой Дворец. В нем представлена постоянная экспозиция, посвященная истории усадьбы и Царицынского парка, императрице Екатерине II и археологическим находкам, обнаруженным на территории комплекса. А в Хлебном доме можно полюбоваться произведениями кондитерского искусства, имитирующими блюда эпохи Екатерины Великой. В атриуме Хлебного дома проходят концерты музыкальных коллективов и исполнителей. Организуются экскурсии по Царицынскому комплексу. Музеем-заповедником Царицыно ведется научно-исследовательская и просветительская работа. Организованы образовательные занятия для детей младшего и среднего школьного возраста. Можно записаться на занятия в Конную школу. Музей-заповедник Царицыно в Москве, преобразившийся в последние годы, стал излюбленным местом отдыха москвичей и гостей столицы.



Стоимость билетов и режим работы, как добраться до Царицыно

www.msk-guide.ru
/page_10335.htm

Усадьба Царицыно

еще фотографии →



Режим работы музея-усадьбы Царицыно в 2019 г.

Парк Усадьбы Царицыно открыт для посетителей ежедневно с 6:00 до 24:00.

Большой дворец и Хлебный дом

  • Вторник - пятница с 10:00 до 18:00
  • Суббота - с 10:00 до 20:00
  • Воскресенье - с 10:00 до 19:00
  • Понедельник - выходной день
  • Кассы закрываются на полчаса раньше

Оранжерейный комплекс

  • Среда - пятница с 10:00 до 18:00
  • Суббота - с 10:00 до 20:00
  • Воскресенье и праздничные дни - с 10:00 до 19:00
  • Понедельник и вторник – выходные дни
  • Кассы закрываются на полчаса раньше

Светомузыкальный фонтан в Царицыно

  • С мая по октябрь ежедневно – с 9:00 до 23:00
  • Подсветка работает с 21:00 до 23:00


Стоимость билетов в музеи усадьбы Царицыно в 2019 г.

Вход на территорию парка бесплатный.


Большой Дворец и Хлебный дом

  • Полный билет – 350 рублей
  • Дети от 7 до 17 лет включительно – 100 рублей
  • Студенты РФ и СНГ – 100 рублей
  • Пенсионеры РФ и СНГ – 100 рублей
  • Дети до 6 лет – бесплатно
  • Вход бесплатный для всех категорий посетителей 12 июня, 17 июля, 14 августа, 11 сентября, 16 октября, 13 ноября, 11 декабря
  • Любительская фотосъемка – бесплатно без вспышки и штатива. Фотографирование на временных выставках может быть ограничено


Оранжереи

  • Полный билет – 250 рублей
  • Дети от 7 до 17 лет включительно – 100 рублей
  • Студенты РФ и СНГ – 100 рублей
  • Пенсионеры РФ и СНГ – 100 рублей
  • Дети до 6 лет – бесплатно
  • Вход бесплатный для всех категорий посетителей 12 июня, 17 июля, 14 августа, 11 сентября, 16 октября, 13 ноября, 11 декабря
  • Любительская фотосъемка – бесплатно без вспышки и штатива. Фотографирование на временных выставках может быть ограничено


Адрес усадьбы Царицыно

Москва, 115569, ул. Дольская д. 1.


Как добраться до музея-усадьбы Царицыно

От станции метро Царицыно (первый вагон из центра) пройти направо 10 метров и свернуть налево в туннель. По туннелю пройти 20 метров и повернуть налево по лестнице на улицу. Пройти туннель под железнодорожными путями (примерно 100 метров) перейти по пешеходному переходу. За ним - главный вход на территорию усадьбы Царицыно. Можно доехать до станции метро Орехово. От нее – 10 минут пешком. Если добираетесь на машине, заезд с Новоцарицынского шоссе.


Экскурсии по усадьбе Царицыно

По усадьбе Царицыно проводятся индивидуальные экскурсии, а также экскурсии для школьников, взрослых и для лиц с ограниченными возможностями:

  • Обзорные и тематические экскурсии продолжительностью от 45 минут до 3 часов
  • Экскурсии по парку продолжительностью 1,5 часа
  • Экскурсии с элементами театрализации продолжительностью от 45 минут до 1,5 часов

 

Правила поведения на территории музея-усадьбы Царицыно

Запрещается:

  • Проносить и употреблять спиртные напитки
  • Выгуливать домашних животных
  • Проносить крупные сумки, оружие, огнеопасные и взрывчатые, ядовитые и радиоактивные вещества, а также режущие предметы
  • Кататься на велосипедах, роликовых коньках и скейтах
  • Портить зеленые насаждения, отлавливать животных и засорять территорию прудов
  • Купаться в Верхнем и Среднем Царицынском прудах, кататься на лодках и ходить в купальниках
  • Разводить костры и устанавливать палатки
  • Причинять ущерб памятникам архитектуры и археологии


Телефон усадьбы Царицыно

+7 (495) 322-44-33


Официальный сайт музея-усадьбы Царицыно

www.tsaritsyno-museum.ru



Большой дворец

1

www.msk-guide.ru
/page_21226.htm

Усадьба Царицыно
76393

автор: Ребров Александр

еще фотографии →



Величественное здание Большого дворца занимает главное место в центральной части усадьбы Царицыно. Судьба строения очень сложна – дворец, возведение которого началось более двухсот лет тому назад, лишь в 2007 году был достроен. Большой дворец – это драма и загадка парка Царицыно.

Уникальное строение, возведенное в 1775 году выдающимся архитектором Баженовым, было разрушено по приказу Екатерины II. Произошла трагедия не только для судьбы великого зодчего и всей его жизни, но и для всей истории комплекса и русской архитектуры.

Новое здание вновь отстроил архитектор Михаил Казаков, но и ему не удалось завершить работы. Лишь в 2007 году после двухлетней реконструкции царицынская усадьба предстала перед москвичами и гостями столицы в своем нарядном великолепном виде. Это одна из главных парковых достопримечательностей Москвы, посетить которую, особенно в летнее время, рекомендуем всем гостям столицы.

Большой дворец – краткое описание

Большой дворец интересен тем, что в его архитектуре сочетаются два стиля - псевдоготика и классицизм. Здание состоит из двух крыльев, предназначенных для императрицы и ее сына Павла. Снаружи особенно впечатляюще выглядит центральная часть дворца, но можно заметить, что в плане это лишь переход из одного крыла в другое.

Неповторимость зданию придают изящные башенки, выполненные в стиле псевдоготики. Обратите внимание на прямоугольные окна, обрамленные стрельчатыми арками, также относящиеся к этому архитектурному стилю.

Красный цвет стен с белоснежной отделкой и сказочные башенки делают царицынский ансамбль чем-то похожим на Кремлевский дворец.

За счет протяженных фасадов (длина постройки – 68 саженей, или 146 метров) здание выглядит фундаментальным, а наличие башен и многочисленных арок придают ему мощный и даже тяжеловесный вид.

Чтобы осмотреть это грандиозное сооружение, необходимо войти в арку между Большим дворцом и Хлебным домом. Вы увидите стеклянный павильон, войдя в который, можно спуститься вниз по эскалатору и попасть в вестибюль Большого дворца. Здесь расположены кассы, киоски сувениров и буфет. Представлена выставка портретов деятелей, причастных к судьбе Царицыно и Большого дворца.

Режим работы Большого дворца и Хлебного дома в усадьбе Царицыно в 2019 г.

  • Вторник - пятница с 10:00 до 18:00
  • Суббота - с 10:00 до 20:00
  • Воскресенье и праздничные дни - с 10:00 до 19:00
  • Понедельник - выходной день
  • Кассы закрываются на полчаса раньше

Стоимость билетов в Большой Дворец и Хлебный дом усадьбы Царицыно в 2019 г.

  • Полный билет – 350 рублей
  • Дети от 7 до 17 лет включительно – 100 рублей
  • Студенты РФ и СНГ – 100 рублей
  • Пенсионеры РФ и СНГ – 100 рублей
  • Дети до 6 лет – бесплатно
  • Вход бесплатный для всех категорий посетителей 12 июня, 17 июля, 14 августа, 11 сентября, 16 октября, 13 ноября, 11 декабря
  • Любительская фотосъемка – бесплатно без вспышки и штатива. Фотографирование на временных выставках может быть ограничено

Первый этаж

Залы первого этажа посвящены истории усадьбы. Вы узнаете, как она строилась и каким был Большой дворец еще в начале XXI века (в зале находится макет дворца до реконструкции).

Интересна выставка бронзовых бюстов российских великий князей, царей и императоров. Фигуры отлиты в Санкт-Петербурге в XIX веке на заводе Феликса Шопена.

Также на первом этаже открыта постоянная выставка «Быль и новь Царицыно». Представлены фрагменты кирпичной кладки стен здания, в том числе часть первого баженовского фундамента и фрагмент фундамента Дворца по проекту Казакова.

Пройдя мимо парадного входа и красивой лестницы, мы войдем в самый роскошный зал Дворца – Екатерининский. Здесь установлена скульптура русской императрицы высотой 2 метра 64 см.

Расписной паркет и зеркала в золоченном обрамлении, отделка из бронзы и оникса, мрамор и позолота, хрустальные люстры и бра - все это не может не восхищать. Здесь можно любоваться и небольшими деталями (например, дверными ручками в виде голов львов) и интересным оформлением потолка и рисунками паркета.

В следующих залах развернута постоянная экспозиция «Екатерина II. Золотой век Российской империи», рассказывающая о жизни и семье императрицы.

Второй этаж

На втором этаже расположен великолепный Таврический зал, украшенный произведениями живописи и скульптуры. С одной стороны зала установлены бюсты выдающихся людей эпохи Екатерины II, а по другой – скульптурные портреты членов императорской семьи. Здесь Вы можете сфотографироваться в костюмах XVIII века.

В следующих залах представлены живописные полотна с изображением императоров российской империи, от Павла I до Николая II, а также шпалерное искусство (экспозиция включает, как гобелены XVIII века, так и современные работы).

Третий этаж

Здесь находятся два зала – Баженовский и Казаковский, используемые для проведения концертов и конференций. Также для желающих пообедать работает кафе.

-1 этаж

На самом нижнем этаже здания можно осмотреть две постоянные выставки:

  • «Археологические древности», где представлены ценные предметы, найденные во время археологических раскопок на территории Царицыно
  • «Серебряная кладовая», эта экспозиция представляет изделия из серебра, выполненные мастерами прошедших веков.

Из истории

История Царицыно началась с огромного желания императрицы построить имение в понравившемся ей месте – в так называемой пустоши Черная грязь.

В июне 1775 года Екатерина II, приехав в Москву, остановилась в Коломенском. Неподалеку от ее усадьбы, в пустоши Черная грязь, располагалось имение князя Дмитрия Кантемира. Посетив его, императрица была так восхищена красотой местных лесов и прудов, что решила приобрести эту землю.

Сущим раем называла Екатерина свое имение. Она переименовала пустошь, дав ей имя «Царицыно», а для ее застройки пригласила талантливого зодчего Василия Ивановича Баженова.

Почти через 10 лет царицынский комплекс был, в основном, построен. Но Екатерина раскритиковала многие строения и приказала разрушить почти всю центральную часть усадьбы. Своды Большого дворца ей показались «слишком тяжелыми, комнаты слишком низкими, будуары слишком тесными, лестницы слишком узкими». Было уничтожен уникальный комплекс, все то, что автор в течение 10 лет возводил с пылом и вдохновением. Баженов был отстранен от работ и самое обидное, продолжить строительство поручалось его ученику Матвею Казакову.

Нет четкого ответа на вопрос, почему это произошло. Возможно, из-за масонских убеждений Баженого или его непокорного нрава или из-за неоднократных просьб увеличить смету строительства.

Так или иначе, но Матвей Казаков заново начал строительство, но ему также завершить работу было не суждено. Финансирования не хватало, интерес царицы быстро угас, а после ее смерти работы и вовсе остановились, хотя здание было подведено под крышу и осталось выполнить лишь внутренние работы.

Новое здание не одобряли многие представители высшего света, считая его мрачным, несмотря на наличие множества украшений. После строительства черной крыши в 1796 году новый дворец стали называть «мавзолеем над гением Баженова».

В течение последующих двух веков предпринимались попытки восстановить утраченный комплекс, но лишь в 2005 году, когда строение перешло в собственность города Москвы, начались восстановительные работы.

В 2007 году масштабная реконструкция была завершена и в здании разместился музейный комплекс, посвященный царствованию Екатерины II.

Кроме того, Большой дворец является местом проведения концертов и музыкальных фестивалей. Здесь работает Детский образовательный центр, в котором предлагаются программы для школьников и детей от четырех лет.



Каменная галерея (Галерея с зубастой аркой)

2

www.msk-guide.ru
/page_21228.htm

Усадьба Царицыно
76393

автор: Ребров Александр

еще фотографии →



Чтобы попасть на главную, Дворцовую площадь усадьбы, мы пройдем через необычную арку, расположенную в середине Каменной галереи. Перекрытие арки, выполненное в виде дуги, украшено своеобразными каменными шипами, за что арку называют зубастой и колючей.

Каменная галерея с зубастой аркой построена в 1784-1785 годах. Это чисто декоративное сооружение и, скорее всего, автор постройки Василий Баженов хотел с ее помощью визуально соединить два значимых сооружения царицынской усадьбы – Большой дворец и Хлебный дом.

Действительно, обратите внимание на то, что в Большом дворце и в Кухонном корпусе отсутствуют выходы на каменную галерею, а перекрытие арки не несет никакой нагрузки.

Арка соединяет две башенки, украшенные остроугольными верхушками и сердечками, что придает строению праздничный вид (в отличие от Большого дворца и Хлебного дома, имеющих более скромное оформление). За счет этого, композиция, созданная архитектором, напоминает декорацию к сказочному спектаклю.

К счастью, Василий Баженов успел закончить строительство до того, как был разжалован Екатериной II и Каменная галерея с зубастой аркой сохранились до наших дней практически в первоначальном виде.



Памятник М. Казакову и В. Баженову

3

www.msk-guide.ru
/page_21229.htm

Усадьба Царицыно
76393

автор: Ребров Александр

еще фотографии →



Пройдя через арку Каменной галереи, Вы сразу увидите памятник гениальным архитекторам – Василию Баженову и Матвею Казакову.

Эти великие мастера в течение 20 лет создавали усадьбу в Царицыно. Первоначально строительством руководил Василий Баженов, а после того, как Екатерина II раскритиковала созданные им творения, работы возглавил его ученик - Матвей Казаков.

Скульптурная композиция, посвященная великим зодчим, была открыта 1 сентября 2007 года, в День города, автор произведения – академик Российской академии художеств, скульптор Леонид Баранов.

Мастер изобразил момент обсуждения проекта строительства Большого дворца. Именно макет одной из его башен установлен между фигурами зодчих.

Посмотрите внимательно на лица архитекторов – они покажутся Вам похожими и это, действительно, так. Вместе с тем, позы героев говорят о различии их характеров. Слева со свернутыми чертежами (что символично) изображен Василий Баженов, а справа – более уверенный Матвей Казаков со шпагой и шляпой подмышкой.

Существует версия, что Екатерина II дала возможность обоим архитекторам представить новый проект Большого дворца. Баженов выполнил задание первым, но императрица предпочла разработку его ученика Матвея Казакова. Так или иначе, но построенный Баженовым Большой дворец был разрушен, а новый дворцовый ансамбль построен по проекту Матвея Казакова.

Памятник М. Казакову и В. Баженову очень популярен у гостей Царицыно и часто, чтобы сфотографироваться рядом с ним, надо постоять в очереди.



Хлебный дом

4

www.msk-guide.ru
/page_21227.htm

Усадьба Царицыно
76393

автор: Ребров Александр

еще фотографии →



Хлебный дом, или Кухонный корпус – это одно из самых массивных сооружений усадьбы Царицыно. Здание в виде куба с закругленными углами, расположено рядом с Большим дворцом.

Проект Хлебного дома разработал Василий Баженов. Здание, в основном, было возведено в 1784-1785 годах, но Екатерина II отстраняет архитектора от работ и поручает строительство Матвею Казакову. Под его руководством Кухонный корпус был завершен в 1788 году.

В Кухонном корпусе архитектор планировал разместить кухни и подсобные помещения, а в подвальных помещениях – склады и ледник. В центре корпуса расположен внутренний двор, в который должны были въезжать упряжки с дровами и продуктами.

Также в здании располагались жилые комнаты для обслуживающего персонала. Этим и объясняются такие большие размеры Кухонного корпуса (его площадь составляет 4000 кв. метра).

Название «Хлебный дом» появилось благодаря эмблемам на его фасадах в виде каравая и солонки.

В отличие от Большого дворца здание Хлебного дома никогда не пустовало – в нем находились больница и богадельня, земское училище и дачная гостиница, а при советской власти – коммунальные квартиры.

В настоящее время комнаты Кухонного корпуса используются как залы для размещения экспозиций. Внутренний двор покрыт стеклянным куполом и превращен в атриум, в котором установлен орган. В небольшом зале организуются выставки и проходят концерты, в том числе органной музыки.

Во время реконструкции 2005-2006 года архитекторам удалось сохранить исторический вид здания и создать в нем музей, оснащенный современным оборудованием.

Режим работы Большого дворца и Хлебного дома в усадьбе Царицыно в 2019 г.

  • Вторник - пятница с 10:00 до 18:00
  • Суббота - с 10:00 до 20:00
  • Воскресенье и праздничные дни - с 10:00 до 19:00
  • Понедельник - выходной день
  • Кассы закрываются на полчаса раньше

Стоимость билетов в Большой Дворец и Хлебный дом усадьбы Царицыно в 2019 г.

  • Полный билет – 350 рублей
  • Дети от 7 до 17 лет включительно – 100 рублей
  • Студенты РФ и СНГ – 100 рублей
  • Пенсионеры РФ и СНГ – 100 рублей
  • Дети до 6 лет – бесплатно
  • Вход бесплатный для всех категорий посетителей 12 июня, 17 июля, 14 августа, 11 сентября, 16 октября, 13 ноября, 11 декабря
  • Любительская фотосъемка – бесплатно без вспышки и штатива. Фотографирование на временных выставках может быть ограничено

Пройти в Хлебный дом и Большой дворец можно, спустившись по эскалатору, ведущий в вестибюль музея. Билет на осмотр Кухонного корпуса и на посещение Большого дворца - единый.



Фигурный мост

5

www.msk-guide.ru
/page_21230.htm

Усадьба Царицыно
76393

автор: Ребров Александр

еще фотографии →



Фигурный мост – это самая первая постройка Василия Баженова в усадьбе Царицыно. Ее оформление выражало все те архитектурные принципы, которые архитектор использовал при создании царицынского ансамбля. Это уникальное и одно из самых красивых сооружений русского зодчества второй половины XVIII века.

Название «Фигурный» было дано самим Баженовым, тем самым он хотел подчеркнуть праздничность и нарядность своей первой царицынской постройки, созданной в 1776 году.

Фигурный мост служил парадными воротами и входом со стороны прудов. С этого места открывалась прекрасная панорама на дворцовые сооружения, пруды, парк и все окружающее пространство.

С одной стороны Фигурный мост – это довольно-таки массивное сооружение, напоминающее вход в замок: центральная часть имеет вид крепостной стены, украшенной зубцами «ласточкин хвост», а мощные полукруглые столбы-устои завершаются башнями со стрельчатыми прорезями.

В то же время для оформления Фигурного моста Баженов использует контрастную отделку - орнамент и горизонтальные пояса из белого камня, резные карнизы, пирамидки и ромбы. Этот затейливый декор придают строению легкость и торжественность.

За более 200-летнюю историю Фигурный мост не раз ремонтировался, но все проведенные работы не затронули его исторический вид. Это одно из лучших творений Баженова в стиле неоготики в Царицыне. И к настоящему времени жемчужина усадьбы является знаковой достопримечательностью не только Царицыно, но и Москвы.



Светомузыкальный фонтан

6

www.msk-guide.ru
/page_21236.htm

Усадьба Царицыно
76393

автор: Ребров Александр

еще фотографии →



Наряду с историческими памятниками, многим из которых более двухсот лет, в центре Верхнего пруда находится современное творение, ставшее ярким украшением старинного парка. Увидеть светомузыкальный фонтан стремятся все гости музея-заповедника Царицыно, особенно эффектно это зрелище в вечернее время.

Сейчас нам кажется удивительным, что при реконструкции усадьбы в 2005-2007 годах остро стоял вопрос, устанавливать фонтан или нет.

Дело в том, что хозяйка усадьбы Екатерина II была совершенно равнодушна к фонтанам и устройство его, по мнению историков, могло бы стать очередным новоделом. Однако, их опасения оказались напрасными. Светомузыкальный фонтан стал важной достопримечательностью Царицыно, не оставляющим равнодушным ни одного посетителя парка.

Благодаря удачному выбору оборудования, зрители получают максимум эстетического удовольствия и при этом могут насладиться очарованием старины в парке Царицыно.

В конструкции фонтана используется 82 насоса, мощность которых от 7 до 45 КВт. В качестве музыкального сопровождения выбраны четыре мелодии: «Вальс цветов» и «Марш» композитора Петра Чайковского, а также две мелодии Поля Мориа.

  • Глубина фонтана 1,2 - 1,5 метров
  • Радиус чаши – более 27 метров (площадь поверхности – 2400 кв. м)
  • Количество подводных светильников – 2583
  • Количество фонтанных кругов – 12
  • Высота струй – до 15 метров (в зависимости от светомузыкального решения).

Управление работой осуществляется с помощью компьютера, причем для каждой мелодии выбирается определенная высота, направление и мощность струй (всего их образуется 915) и своя подсветка.

Время работы фонтана в Царицыно в 2019 г.

  • С мая по октябрь ежедневно – с 9:00 до 23:00
  • Подсветка работает с 21:00 до 23:00

Светомузыкальный фонтан в Царицыно – дивное зрелище. Вы попадете в сказочную атмосферу, где поток воды превращается в сотни струй и брызг, играющих в огоньках света. Встречаясь с переливами звука, водная фантазия рождает красоту и величие, затрагивающие душу.



Царицынская плотина

7

www.msk-guide.ru
/page_21246.htm

Усадьба Царицыно
76393

автор: Ребров Александр

еще фотографии →



К дворцово-парковому ансамблю примыкает два живописных пруда - Верхний и Средний. Между ними построена плотина, самая крупная из всех, сохранившихся в Царицыно до наших дней.

Со стороны Верхнего пруда Вы можете посмотреть, как устроено это гидротехническое сооружение и как происходит сток воды. Со стороны Среднего моста царицынская плотина предстает в виде трехарочного моста. В зимнее время здесь, вблизи водостока, скапливается огромное число зимующих уток. Непосредственно с дороги открывается чудесный вид на оба пруда и дворцовые постройки.

В XVII – XVIII веках на царицынских прудах было построено несколько плотин, а первая из них была сооружена на реке Городенке еще при боярах Стрешневых, именно в это время (не позднее 1672 года) появились Верхний и Нижний пруды.

Все последующие владельцы усадьбы Царицыно - князь Алексей Голицын, представители семейства Кантемиров и Екатерина II, уделяли большое внимание содержанию прудов – на них строились плотины и мукомольные мельницы, создавались живописные острова.

Плотина на этом месте впервые была сооружена во второй половине XVIII века под руководством московского архитектора и инженера-строителя Карла Бланка (кстати, он является автором проектов нескольких храмов и Воспитательного дома в Москве).

За годы существования плотина в Царицыно не раз прорывалась вешними водами и много раз перестаивалась. Последняя реконструкция с использованием современных технологий и материалов проведена в 2005-2007 годах.



Причал со сфинксами

8

www.msk-guide.ru
/page_21245.htm

Усадьба Царицыно
76393

автор: Ребров Александр

еще фотографии →



В усадьбе Царицыно гости восхищаются не только прекрасными дворцами и павильонами. Важное место в создании архитектурно-паркового ансамбля занимают пруды с островами. Если Вы пройдете от Большого дворца к Верхнему Царицынскому пруду, то увидите Причал со сфинксами, выполненный в виде лестницы, по сторонам которой расположены скульптуры мифических существ.

В греческой мифологии сфинкс – это крылатое чудовище с лицом и грудью женщины, с телом льва. По легенде, сфинкс загадывал путникам загадку, а тех, кто ее не угадывал, пытался растерзать. В Египте изваяния сфинксов устанавливали у дворцов и храмов для охраны их от демонов.

В XIX – XX веках водные прогулки были одной из забав для гостей усадьбы. Отдыхающие спускались к пристани и отправлялись покататься на лодке. Гости любовались водной гладью и великолепными пейзажными видами парка. На островах можно было увидеть скульптуру Нептуна или, например, вольер с птицами. Часто шумные прогулки заканчивались невольными купаниями в прудах.

Причал со сфинксами был воссоздан во ходе реставрации музея-заповедника в 2006-2007 годах. Скульптуры созданы московским мастером Александром Августовичем Пироговым.



Малый дворец

9

www.msk-guide.ru
/page_21249.htm

Усадьба Царицыно
76393

автор: Ребров Александр

еще фотографии →



Малый дворец в Царицыно часто называют Полуциркулярным за его необычную форму – здание выполнено в виде полуротонды с невысоким куполом. А самым примечательным является расположение строения. Малый дворец был возведен на конусообразном ступенчатом холме, созданном мастерами-садовниками. На 20-ти метровом склоне в виде пирамиды располагались прогулочные тропинки, а завершал эту живописную композицию Малый дворец.

Еще в начале XVIII века на вершине холма в Царицыно располагалась беседка, с которой открывался великолепный вид на окрестности. К сожалению, к настоящему времени холм стал пологим и мы не можем видеть во всей красе композицию, созданную мастерами XVIII века.

В 1776–1778 годах на месте беседки под руководством зодчего Василия Баженова возведен Малый дворец. Снаружи строение похоже, скорее, на павильон в саду и только вензель Екатерины, украшающий восточный фасад Малого дворца, говорит об особом назначении постройки. Вероятно, здесь предполагалось разместить покои императрицы, а возможно, здание предназначалось для ее увеселений.

Восстановление памятника истории и архитектуры прошло в конце XX века. В настоящее время Малый дворец является местом проведения выставок.



Оперный дом (Средний дворец)

10

www.msk-guide.ru
/page_21232.htm

Усадьба Царицыно
76393

автор: Ребров Александр

еще фотографии →



В парке, за Малым дворцом на Березовой аллее расположено очень красивое здание, напоминающее нарядный ларец. Это Оперный дом, или Средний дворец, возведенный Василием Баженовым в 1777-1778 годах для Екатерины II. Оперный дом является самым значимым сооружением, созданным Баженовым, из сохранившихся в усадьбе Царицыно.

Отметим, что Баженов обозначал строение как «дворец, что на луговине сбоку саду», а также называл его Средним, имея в виду размеры, промежуточные между Большим и Малым дворцом.

Архитектор не планировал использование здания для концертов. Вместе с тем, один из залов дворца – Парадный, своей планировкой напоминает театральный или концертный. Возможно, что именно в нем уже после смерти Екатерины II в начале XIX века планировалось проведение музыкальных представлений. И хотя музыка здесь вплоть конца XX века ни разу не звучала, название «Оперный» так и осталось за этим прекрасным зданием.

Средний дворец предназначался для времяпрепровождения Екатерины II. Так, после прогулок и концертов она могла здесь выпить чашку чая, вести беседы или играть в карты. Судя по изображениям двуглавых орлов над парадными входами здания, залы дворца могли служить и для небольших официальных приемов важных гостей.

Среди всех сохранившихся царицынских строений Оперный дом имеет самый сложный и тщательно проработанный декор, придающий ему нарядность и легкость. Обратите внимание на высокий парапет с замысловатым узором, венчающий дворец. С восточной стороны рисунок парапета похож на театральный занавес, а элементы в виде звезд, кругов и планетарных знаков указывают на масонские воззрения Баженова.

Для светских увеселений, балов и представлений предназначался парадный зал с двумя боковыми аванзалами. Примыкающие к нему небольшие комнаты удивляют своей формой и маленькими размерами. Если и в Большом дворце помещения были такими же тесными, то, возможно, по этой причине императрица так разгневалась и уволила Баженова.

Внутреннюю отделку мастер выполнить не успел. И хотя в 1784 году внутри здания были поставлены изразцовые печи, пол отделан плиткой, а дворцовые стены покрыты штукатуркой, Екатерина II уволила зодчего.

На протяжении двух столетий здание никак не использовалось. После реставрации в 1988 - 1996 годах Оперный дом (Средний дворец) в течение десяти лет был главной выставочной площадкой усадьбы Царицыно. С 2007 года, после завершения масштабной реконструкции, основные экспозиции музея-заповедника были размещены в Большом дворце.



Фигурные (Виноградные) ворота

11

www.msk-guide.ru
/page_21240.htm

Усадьба Царицыно
76393

автор: Ребров Александр

еще фотографии →



Фигурные ворота – это одна из лучших работ Василия Баженова в усадьбе Царицыно. Сам архитектор называл их «воротами прекрасной фигуры». Строение расположено рядом со Средним дворцом (Оперным домом) и отделяет парковую часть усадьбы от дворцовой.

Это одна из первых построек усадьбы, ее строительство проходило в 1777-1778 годах.

Фигурные ворота очень нарядны и являются не только парковым элементом, но и скульптурным ансамблем. Главное их украшение - это стрельчатая арка, украшенная ажурным узором из граненых белых камней на металлической основе. В центре замысловатого узора изображена виноградная кисть, за что ворота называют также Виноградными.

К сожалению, полностью скульптурная композиция не сохранилась до наших дней. А когда-то Фигурные ворота украшали керамические фигуры - четыре декоративные вазы, две собаки породы мопс и два амура. Это убранство утрачено в XIX веке. Скульптура одной собаки была найдена и сейчас хранится в музее архитектуры имени А.В. Щусева.

Василий Баженов называл Фигурные ворота строением «нежной готической архитектуры». Удивительной красоты постройка, созданная архитектором с большой любовью, стала своеобразной эмблемой парка.



Оранжереи

12

www.msk-guide.ru
/page_21237.htm

Усадьба Царицыно
76393

автор: Ребров Александр

еще фотографии →



Оранжереи – это единственный музейный комплекс в Царицыно, который используется по тому же назначению, что и двести лет назад. Здесь Вы увидите самые разные экзотические растения, среди которых и те, что выращивались при Екатерине II.

В оранжереях Царицыно, даже в холодные зимние дни, царит тропический рай и Вы, несомненно, будете в восторге от красоты растений и получите много положительных эмоций.

Оранжерейный комплекс представлен тремя корпусами, расположенными за Большим оврагом:

  • В первом здании представлена экспозиция «Зимний сад императрицы». Здесь Вы увидите несколько видов пальм (это растение часто называют эмблемой силы и красоты, царицей оранжерей), а также многие декоративно-лиственные и красивоцветущие растения. Среди них – нарядные рододендроны, фуксии и араукарии, плющи и гибискусы с большими яркими цветами, пассифлор и герани.
  • Экспозиция второго корпуса названа «Страна запахов и вкусов». Здесь произрастают апельсины и розмарины, ананасы и бананы, различные виды перца и удивительное растение - Момордика харанция - индийский банан из семейства тыквенных. Многие из этих растений выращивались в оранжереях в XVIII–XIX веках.
  • Третий корпус - это «Виноградная оранжерея» с выставкой «От субтропиков до пустыни». Кроме винограда, здесь растут гранат и инжир, апельсины и лимоны, мандарины и агавы, алоэ и гастерии, кактусы и другие суккуленты - любимцы ландшафтных дизайнеров.

Режим работы оранжерей в Царицыно в 2019 г.

  • Среда - пятница с 10:00 до 18:00
  • Суббота - с 10:00 до 20:00
  • Воскресенье и праздничные дни - с 10:00 до 19:00
  • Понедельник и вторник – выходные дни
  • Кассы закрываются на полчаса раньше

Стоимость билетов в оранжереи Царицыно в 2019 г.

  • Полный билет – 250 рублей
  • Дети от 7 до 17 лет включительно – 100 рублей
  • Студенты РФ и СНГ – 100 рублей
  • Пенсионеры РФ и СНГ – 100 рублей
  • Дети до 6 лет – бесплатно
  • Вход бесплатный для всех категорий посетителей 12 июня, 17 июля, 14 августа, 11 сентября, 16 октября, 13 ноября и 11 декабря
  • Любительская фотосъемка – бесплатно без вспышки и штатива. Фотографирование на временных выставках может быть ограничено

Немного истории

Первые оранжереи появились в поместье Черная грязь в 1740-х годах, когда хозяином усадьбы был Дмитрий Кантемир. Тогда здесь выращивали персики и абрикосы, инжир и апельсины.

В конце XVIII века Екатерина II, увлекавшаяся диковинными растениями, повелела построить новые каменные оранжереи. В начале XIX века оранжереи в Царицыно считались одними из самых обширных и богатых в мире. С середины XIX века теплицы сдавались в аренду, а урожай продавался на московских рынках. Однако, вскоре арендаторы стали часто меняться и постепенно оранжереи приходят в упадок.

В 2007-2008 годах по сохранившимся документам оранжереи в Царицыно были воссозданы, а с 2011 года красотой экспозиций смогли любоваться первые гости.

Оранжереи в Царицыно – это уголок лета в любое время года. Посетить их можно с экскурсией. Кроме того, здесь проводятся мастер-классы, организуются образовательные программы для детей и взрослых.



Павильон (беседка) Миловида

13

www.msk-guide.ru
/page_21241.htm

Усадьба Царицыно
76393

автор: Ребров Александр

еще фотографии →



Павильон Миловида – это одна из самых интересных достопримечательностей усадьбы Царицыно. Небольшое строение расположено в пейзажной части парка, а свое название беседка получила за чудесный, действительно, очень милый вид. С одной ее стороны открывается великолепный вид на Верхний Царицынский пруд с искусственным островом (Верхний пруд считается самым красивым в каскаде прудов), а с другой стороны - на прекрасный тенистый сад. По преданию, имя беседке дала сама императрица Екатерина II.

Павильон Миловида расположен недалеко от Фигурных ворот и пройти к нему можно по «Утренней дорожке». Также есть дорога от Большой поляны по боковому проспекту-аллее.

Постройка представляет собой проходную галерею с четырьмя небольшими комнатами по ее углам, предназначенными для отдыха и угощения гостей. Раньше в усадьбе было несколько беседок для приезжающих гостей, но беседка Миловида считалась самой лучшей.

С каждой стороны галереи расположено по восемь колонн. Полуциркулярный свод украшен рисунком в стиле гризайль - использована живопись бежево-коричневого тона, имитирующая лепной декор.

Снаружи Вы увидите скульптурное убранство в виде статуй вакханки, богинь Авроры и Венеры, а также медальоны на фасадах и сфинксы у входа.

Ранее на крыше павильона, кроме трех статуй, находились четыре бюста и две вазы, а у крыльца были установлены две скульптуры дельфинов. Внутри галерея также была украшена мраморными бюстами. Эти элементы композиции, к сожалению, утрачены.

Павильон (беседка) Миловида создан приблизительно в 1803 году архитектором Иваном Еготовым. Строение восстановлено в 2006-2007 годах группой реставраторов Москвы под руководством архитектора Михаила Дмитриевича Головина.



Башня-руина

14

www.msk-guide.ru
/page_21239.htm

Усадьба Царицыно
76393

автор: Ребров Александр

еще фотографии →



На высоком берегу Верхнего Царицынского пруда находится необычное сооружение – башня-руина, построенная в 1804 году. В отличие от многих строений, разрушенных со временем, эта достопримечательность первоначально задумывалась как искусственная руина.

В XVIII веке в пейзажных парках России стало модным устраивать различные увеселительные сооружения. Парковые затеи были своеобразными сюрпризами для гостей. Башня-руина стала одной из первых «затей», созданных в парке Царицыно.

Сооружение имитирует остатки разрушенной средневековой крепости. Автор постройки, зодчий Иван Еготов, создал фрагмент крепостной стены с угловой оборонительной башней и смотровой площадкой. Строение выполнено из неотесанного белого камня и кирпича.

Первоначально сверху башни была установлена ажурная беседка-бельведер со шпилем, с которой гости любовались дивными видами на окрестности парка. Поверху крепостной стены устроена лестница, а основание стены украшал цветной мох.

К концу XIX века строение сильно обветшало. Некоторые ступени лестницы были сломаны, в результате, подняться на самый вверх было достаточно легко, а спуститься - не так и просто. Поэтому появилось второе название этой затеи – «чертова лестница». В газетах того времени писали о травмах, полученных здесь нетрезвыми гуляющими.

К сожалению, в наше время разрушению этой популярной достопримечательности Царицыно способствуют занятия скалолазов, облюбовавших крепостную стену для своих упражнений.

Во время реставрации 2006-2007 годов башня-руина восстановлена, по удобной лестнице с перилами Вы можете подняться на смотровую площадку. Беседка-бельведер не воссоздана.



Арка «Русалкины ворота»

15

www.msk-guide.ru
/page_21247.htm

Усадьба Царицыно
76393

автор: Ребров Александр

еще фотографии →



Арка «Русалкины ворота» - одна из самых романтичных затей в парке Царицыно. Чудесный вид на эту достопримечательность открывается от павильона Нерастанкино - на фоне воды и удаленных рощ арка-руина выглядит особенно эффектно.

В конце XVIII века Верхний Царицынский пруд был расширен и расположенный здесь искусственный остров разделили пополам протокой. На этом живописном островке группа строителей под руководством зодчего Ивана Еготова построила арку с башенкой и флагом на ней. Влюбленные парочки могли проплывать в лодке под аркой и любоваться прекрасным видом на венчающий холм и сияющий на солнце павильон Нерастанкино.

Существует несколько версий происхождения названия этой романтичной постройки.

По преданию, Екатерина II, любительница представлений, хотела устроить «воздушный» театр, то есть театр под открытым небом. Императрица могла наблюдать за спектаклем от павильона Нерастанкино, а представления проходили на острове, к которому по незаметному ходу шли девушки и неожиданно возникали рядом с аркой.

Имеется и другая версия происхождения этого названия:

На Троицу девушки из соседних деревень собирались на лужайке напротив арки и водили хороводы во время «русальной недели».

К сожалению, уже в концу XIX века исчезла башенка на арке, а в 1990-х годах обрушилась центральная часть сооружения.

В 2006-2007 годах арка «Русалкины ворота» была частично восстановлена. Увы, протока под ней и башенка теперь отсутствуют, что привело к потере романтичности этой старинной постройки.



Грот

16

www.msk-guide.ru
/page_21243.htm

Усадьба Царицыно
76393

автор: Ребров Александр

еще фотографии →



Для посетителей парка Царицыно создавались разные затеи, среди них – Башня-руина и арка «Русалкины ворота», а на склонах холмов устраивали гроты. Известно, что такие неглубокие пещеры находились у подножия холмов под павильоном Нерастанкино и беседкой Миловида.

К сожалению, в своем первоначальном виде эти затеи не сохранились.

Остатки грота под беседкой Миловида были обнаружены во время реставрации парка Царицыно в 2005-2007 годах. Это была пещера с широким входом, состоящая из трех ниш, оформленная цветными камнями и ракушками. К настоящему времени грот не воссоздан, но в дальнейшем планируются работы по его восстановлению.

Грот под павильоном Нерастанкино Вы сможете увидеть благодаря сохранившимся описям, проведенным в XIX веке. Строение выполнено из красного кирпича и оформлено белым гротескным, то есть грубо обработанным камнем. Внутри «томится» статуя нимфы, прекрасной девушки, олицетворяющей стихию и считавшейся божеством природы. По легенде, Нимфы обитали в ручьях, жили в рощах, укрывались в тенистых горных ущельях.

Скульптурную часть работы выполнил московский мастер Александр Сусликов, а поэт Александр Пилигрим посвятил задумчивой Нимфе свои стихи:

«…Плывут туч в небе караваны. Стоит одна, покорной став, окаменевшие тюльпаны к груди из мрамора прижав».

Как и многие затеи, этот грот был построен в начале XIX века, автор постройки неизвестен. Строение воссоздано в 2007 году.



Беседка «Храм Цереры»

17

www.msk-guide.ru
/page_21238.htm

Усадьба Царицыно
76393

автор: Ребров Александр

еще фотографии →



Беседка «Храм Цереры» находится на вершине высокого холма с прекрасным видом на речку Язвенку. Именно с отсюда в 1775 году императрица Екатерина II наблюдала за праздником сенокоса, подготовленным графом Григорием Потемкиным, фаворитом императрицы. С этим торжеством связано и посвящение храма Церере, богине урожая и плодородия.

Беседок, подобных царицынской, в исторических парках и садах насчитывается очень много. Однако, беседка «Храм Цереры» в Царицыно выделяется стройностью, изяществом и совершенством пропорций. Дело в том, что колонны беседки на 5 см наклонены к ее центру, что способствует ее восприятию, как особенно утонченной.

Беседка сооружена в 1805 году архитектором Иваном Еготовым. Под куполом строения установлена статуя древнеримской богини Цереры. В руках прекрасная матрона держит пучок позолоченных колосьев и серп, купол также украшен пучком колосьев. Поэтому беседка имеет второе имя – Золотой сноп.

Первая реставрация бельведера проведена в 1929 году - были заменены обветшалые детали, а на постаменте установили другую, новую Цереру, привезенную из подмосковной усадьбы Лукино.

Во время войны храм Цереры сильно пострадал, скульптура богини была расстреляна и лишилась головы. Позже павильон восстановили.

В 2007 году беседка «Храм Цереры» была вновь отреставрирована, а под ее куполом установлена статуя, выполненная советским и российским скульптором Александром Бургановым.



Павильон Нерастанкино

18

www.msk-guide.ru
/page_21242.htm

Усадьба Царицыно
76393

автор: Ребров Александр

еще фотографии →



В усадьбе Царицыно было построено несколько павильонов, которые использовались для отдыха гостей во время публичных гуляний. Пожалуй, самый романтичный из них - павильон Нерастанкино, одно название которого навевает мысль о любви и разлуке. Гости Царицыно называли постройку храмом меланхолии, поскольку здесь была возможность отдохнуть в садовых креслах, любуясь чудными видами парка.

Вместе с тем, есть и другая, более приземленная версия, происхождения названия. В старинных книгах строение называется как Миростанкино. Дело в том, что недалеко находятся могилы вятичей и возможно, строение, выполненное в классическом стиле, должно было напоминать людям о недолговечности нашей жизни.

От павильона Нерастанкино открывается живописный вид на Верхний пруд и арку «Русалкины ворота».

В плане строение прямоугольное с протяженными фасадами, в центре здания устроен сквозной проход-галерея, оформленный простыми (без украшений) дорическими колоннами. Отсюда еще одно название павильона – Галерея в саду. Сверху над фронтоном возвышается небольшой купол.

Оформление здания очень скромное - единственным его украшением служат вазы из белого камня, установленные в нишах.

Павильон Нерастанкино построен в 1803 году по проекту и под руководством зодчего Ивана Еготова.  Реставрация здания прошла в 2006-2007 годах. К сожалению, статуи, украшавшие ранее главный фасад, утрачены и восстановлены не были.



Большой Гротесковый мост

19

www.msk-guide.ru
/page_21244.htm

Усадьба Царицыно
76393

автор: Ребров Александр

еще фотографии →



Недалеко от павильона Нерастанкино Царицынский парк пересекает сухой овраг. Для удобного подхода к храму Цереры в начале XIX века по проекту Ивана Еготова построены три моста – Большой Гротесковый мост, Малый и Третий.

Постройки были выполнены из красного кирпича, а для отделки использовался белый камень - мячковский известняк. Первоначально парапеты всех строений были выполнены из неотесанного камня, отсюда появилось и название «гростесковый», то есть дикий, грубый и угловатый.

Первым из этих строений (в конце XVIII века) по проекту Василия Баженова был сооружен Большой Гротесковый мост. В 2005 году из-за ветхости на его месте возводится новый мост.

Для оформления Большого Гротескового моста архитектор эффектно использует контраст между гладкой поверхностью красного кирпича и отделкой из белого неровного камня.

Обратите внимание на замысловатую отделку арки и ее центрального элемента - замкового камня. Затейливые орнаменты напоминают кресты и звезды (символы масонства), которые присутствуют на строениях, выполненных Василием Баженовым.

К концу XIX века первоначально построенный каменный парапет Большого моста разрушился и больше никогда не восстанавливался.

Реставрация Большого и Малого мостов прошла в 1960-х годах, повторно их отремонтировали в 2007 году. В это же время был заново построен Третий мост. Работы выполнила группа архитекторов под руководством Михаила Дмитриевича Голубина, восстановившая также павильон Миловида. Большой Гротесковый мост признан памятником архитектуры.



Большой Готический мост

20

www.msk-guide.ru
/page_21231.htm

Усадьба Царицыно
76393

автор: Ребров Александр

еще фотографии →



Строение является самым большим сохранившимся мостом XVIII века и признано шедевром мостового строительства того времени.

Большой мост построен в стиле псевдоготики и поэтому его также называют Готическим. По замыслу автора, архитектора Василя Баженова, именно по этому виадуку Екатерина II должна была въезжать в свою усадьбу Царицыно и перед ней будет открываться панорама дворцовых строений.

В то время построить протяженный мост над глубоким оврагом (виадук) при зыбкой почве было делом непростым. Под руководством Баженова мост строился с 1778 по 1785 год (с перерывами из-за недостаточного финансирования).

Длина сооружения составляет 80 метров, но Большой мост не выглядит тяжеловесным и массивным. Граф Яков Брюс, главнокомандующий Москвы, писал, что мост имеет «вид огромный и великолепный… и напоминает век Древнего Рима».

Действительно, словно католический собор, Большой мост украшен стрельчатыми арками и вытянутыми полуколоннами. Особенно эффектно выглядит имитация световых окон, украшенных ажурным узором.

Вместе с тем, отдельные детали декора отражают масонские взгляды зодчего. Обратите внимание на лучи вокруг арок и скрещенные мечи в квадратах слева и справа от большого пролета.

Увы, закончить Большой мост Василию Баженову не удалось – он был разжалован Екатериной II и отстранен от работы. Парапеты моста и красно-белые башенки на них созданы под руководством московского архитектора Ивана Васильевича Еготова.



Церковь Пресвятой Богородицы Живоносный Источник

21

www.msk-guide.ru
/page_21235.htm

Усадьба Царицыно
76393

автор: Ребров Александр

еще фотографии →



В парке Царицыно среди великолепных памятников XVIII века есть храм, посвященный чудесному образу - Пресвятой Богородице Живоносный Источник. Он расположен между Третьим и Вторым Кавалерскими корпусами. Это самое раннее строение в музее-заповеднике и единственная постройка, включенная Василием Баженовым в созданный им архитектурный ансамбль.

Посвящение Иконе Божией Матери Живоносный Источник является довольно-таки редким. Этот древний образ почитается за многие чудотворства, считается, что икона исцеляет от физических недугов и помогает чаяниям женщин зачать ребенка.

Первая деревянная церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы Живоносный Источник была построена в пустоши Черная грязь еще в XVII веке князем Голицыным. Посвящение храма Пресвятой Богородице Живоносный Источник было связано с местным целебным ключом, известным еще издавна.

Следующий хозяин усадьбы князь Дмитрий Кантемир в 1722 году на месте деревянной церкви возвел новый деревянный храм с каменным основанием.

На появление потомства, очевидно, надеялся его сын, бездетный князь Матвей Дмитриевич Кантемир, когда затевал в 1760-х годах строительство ныне существующего здания храма.

Архитектура здания типична для храмов первой половины XVIII века - строение выполнено в стиле елизаветинского барокко. Снаружи здание украшено достаточно скромно, это выполненные из белого камня пилястры (условное изображение колонны), карнизы и фигурные наличники. Внутри стены оштукатурены и расписаны.

Первоначально в храме был один придел, освященный в честь великомученика Дмитрия Солунского (в память об отце Матвея Кантемира). Позднее здание перестраивалось и расширялось, появился придел Казанской иконы Богоматери. Так, в мире и тишине шла приходская жизнь до 1939 года, когда церковь Пресвятой Богородицы Живоносный Источник была закрыта.

В 1990 году храм вернули верующим. Сегодня здесь действует приходская библиотека и воскресная школа, православная гимназия и просветительный центр, а также группа поддержки заключенных.

О Живоносном источнике

По преданию, еще в V веке близ Константинополя обычный воин Лев Маркелл хотел напоить слепого страждущего и искал для него воду. Святая Богородица подсказала ему, что источник находится в роще. Воин напоил жаждущего и тот прозрел. Благодаря Живоносному источнику исцеление от болезней получали и простые люди, и императоры. Всем, кто обращался к Богородице с верою и молитвой, она посылала исцеление.

Удивительно, что Екатерина II, начиная строительство усадьбы, повелела оставить без изменений этот скромный храм.  Благодаря ее решению, церковь Пресвятой Богородицы Живоносный Источник сохранена до наших дней и служит памятником кантемировской эпохи в истории Царицыно.



Первый Кавалерский корпус

22

www.msk-guide.ru
/page_21250.htm

Усадьба Царицыно
76393

автор: Ребров Александр

еще фотографии →



Первый Кавалерский корпус был построен одновременно со Вторым Кавалерским корпусом в 1784-1785 годах под руководством Василия Баженова. Это самая маленькая постройка, входящая в архитектурный ансамбль в Царицыно.

Здание интересно своей архитектурой: в плане это квадрат, из которого убран угол - одна четвертая его часть. Именно с этой стороны расположен главный фасад строения. Вход украшен двумя парами колонн и фронтоном в виде гребня. Заметим, что фасады Второго Кавалерского корпуса также оформлены колоннами и ажурными фронтонами.

В Первом Кавалерском корпусе имеется три комнаты, соединенные между собой в виде анфилады. Василий Баженов всегда стремился создать здания, в плане которые представлены правильными, симметричными геометрическими фигурами. Эта особенность, часто называемая поэзией геометрии, особенно видна в планировке Кавалерских корпусов.

Назначение здания точно не установлено и, скорее всего, оно использовалось для прислуги. К сожалению, за свою историю Первый Кавалерский корпус много раз перестаивался и использовался для самых разных целей: в нем располагались дача и Дом Советов, Детский дом и музыкальное училище. Во время реставрации в 2007 году строение приобрело свой первоначальный исторический вид.



Второй Кавалерский корпус (Восьмигранник)

23

www.msk-guide.ru
/page_21233.htm

Усадьба Царицыно
76393

автор: Ребров Александр

еще фотографии →



Всего в Царицыно три корпуса с названием Кавалерский. Все они, словно нанизаны на ось вдоль Большого оврага. Второй Кавалерский корпус – это небольшой одноэтажный павильон, расположенный между Первым и Третьим Кавалерскими корпусами.

Здание имеет необычную форму в виде гармоничного объема с восемью углами, за что ему было дано второе название - Восьмигранник. Второй Кавалерский корпус возводился одновременно с Первым Кавалерским корпусом в 1784-1785 годах, совсем незадолго до увольнения Баженова Екатериной II.

Василий Баженов предполагал использовать Второй Кавалерский корпус как дом для официантов, в связи с чем у здания есть и третье имя – Лакейский дом.

Планировка строения необычна – его центром является круглый зал, к которому примыкают восемь блоков, состоящих из прямоугольной и небольшой треугольной комнаты, сообщающихся между собой и с соседними блоками. Архитектор реализовал здесь принцип общежития — жить вместе и в то же время раздельно.

Интересно то, что здание не имеет главного фасада, а входы расположены по углам строения. Фасады украшены четырехколонными портиками. Обратите внимание на их оригинальное оформление - горизонтальные муфты чередуются с вертикальными накладками. Завершаются фасады также необычно – фронтоны-кокошники имеют отделку в виде полукружий и лучей, звезд и трилистников.

Вместе с тем, в течение двухсот лет строение никак не использовалось (одно из предложений, к счастью не реализованное, было переоборудовать его в баню).  Во второй половине XX века здание сильно разрушилось - остались лишь стены. Памятник архитектуры восстановлен в 1994 году.



Третий Кавалерский корпус

24

www.msk-guide.ru
/page_21234.htm

Усадьба Царицыно
76393

автор: Ребров Александр

еще фотографии →



Третий Кавалерский корпус в Царицыно открывает панораму построек за Большим мостом, «близ церковного рва».

Архитектура павильона достаточно проста – это прямоугольное здание, в которое встроена ротонда (круглая постройка), а сверху нее сооружена башня-бельведер. С этой «дозорной» башни открывался прекрасный панорамный вид на окрестности Царицыно.

Внутри расположен зал-ротонда и две комнаты, изолированные друг от друга. Входы в помещения были также отдельными. По этой причине павильон имел второе название - дворец с круглой залой.

Благодаря башне-ротонде павильон выглядел солидно по сравнению с двумя «соседями» - Большим и Фигурным мостом. Вместе с тем, его оформление более простое и сдержанное. Архитектор использует такие скромные элементы декора, как филенки вокруг окон, кладка в шашку, колончатый парапет и небольшой килевидный кокошник над входом.

Назначение здания до сих пор точно неизвестно и овеяно тайной. Это единственный павильон, в проект которого Екатерина II сама лично вносила правки.

Вполне возможно, он строился для увеселительных занятий императрицы, также существует версия, что в нем планировалось устроить мыльню для самой хозяйки и негласно для ее фаворита, графа Григория Потемкина.

Кстати, именно на этом месте в 1775 году, располагался шатер, с которого Екатерина II с Потемкиным любовались фейерверком, устроенным в честь первой годовщины заключения мира с Турцией.

За свою двухсотлетнюю историю Третий Кавалерский корпус использовался в самых разных целях, в том числе как гостиница и дача, а в начале XX века рядом с ним появились надворные постройки – сараи и конюшни, оранжерея и курятник. Свой первоначальный вид памятник архитектуры приобрел в 2003 году.