Казанский вокзал в Москве





Казанский вокзал в Москве расположен на Комсомольской площади и является одним из самых крупных вокзалов в Европе и самым загруженным в столице. Построенный по проекту архитектора А.В. Щусева Казанский вокзал является выдающимся памятником архитектуры.

Ежедневно десятки скорых и пассажирских поездов и электричек отправляются  от него в восточном направлении – на Муром и юго-восточном – на Рязань, разветвление на которые происходит на станции Люберцы.

 

Предшественник Казанского вокзала - Рязанский

Первое деревянное здание вокзала было построено в 1862 году, почти 150 лет назад и было третьим на Каланчевском поле. Тогда это был Рязанский вокзал и Москва была станцией Рязанской железной дороги. Первый поезд ушел по маршруту Москва – Коломна 20 июля 1862 года. Коломенский участок Московско-рязанской железной дороги строился второпях и его станции были не обустроены. Из вагонов приходилось выпрыгивать, а дам снимали с лестниц вагонов на руках.

Через два года в 1864 году по проекту архитектора М.Ю. Левинстана было построено каменное здание, над входом которого возвышалась башенка с часами. Здание прослужило почти 50 лет и от него сохранилось только веерное депо, построенное в итальянском стиле. Раньше оно, образно говоря, служило стойлом для отдыха паровозов, а сейчас веерное депо используется как вагоноремонтный цех. В 1893-1894 годах железную дорогу продлили до Казани, назвали ее Московско-Казанской, а вокзал получил сегодняшнее имя - Казанский. С продлением дороги резко увеличился пассажиропоток и было решено построить новое здание вокзала.

 

Как строился вокзал

Был объявлен конкурс на строительство нового здания и Правлением дороги были рассмотрены несколько проектов, но все они имели недостатки и поэтому не были приняты. В 1910 году проводится реконструкция здания, позволившая расширить помещения для пассажиров I и II  класса, но не решившая всех проблем станции. Вновь был объявлен конкурс на строительство нового здания, которое по идее Председателя Правления Общества Московско-Казанской железной дороги Николая Карловича Мекка должно было быть выполнено в русском стиле и стать центром площади. Здание должно было символизировать связь России с Азией и представлять евроазиатскую Россию. Проект назвали  «Ворота на восток» и победителем конкурса в октябре 1911 года стал Алексей Викторович Щусев, предложивший перенести фасад и главный вход с Рязанского проезда на Каланчевскую площадь и построить здание в национально-романтическом стиле с использованием элементов русского зодчества 17 века и искусства востока. Архитектор предложил возвести характерные для средневекового зодчества высокие крыши и многоярусную башню, имеющую сходство с башней Сююмбике в Казани.

В 1912 году было построено временное двухэтажное здание вокзала, а в 1913 году в него перевели все службы, старые постройки снесли и началось строительство нового здания. В мастерскую А.В. Щусева были привлечены лучшие инженеры, архитекторы и художники и каждый из них мог высказать свои оригинальные идеи и воплотить их в своем творчестве. Чтобы лучше понять образы русского зодчества и восточного искусства А.В. Щусевым были проведены научные изыскания и организованы экспедиции в Нижний Новгород и Рязань, Ростов Великий и Астрахань. Художник А.Е. Яковлев посетил Италию и Китай, Японию и Монголию. Декоративное убранство создавала группа мастеров под руководством А.Н. Бенуа, роспись залов - художники Б.М. Кустодиев и З.Е. Серебрякова, М.В. Добужинский и другие. Рестораны предполагалось оформить в стиле эпохи Петра, а вестибюли - украсить панно, созданные Н.К. Рерихом.

Во время Первой мировой войны и революции строительство было приостановлено и возобновилось только в 1918 году. Ограниченность в средствах не позволила реализовать планы строительства в полном объеме. В июне 1922 года были готовы новые пассажирские залы и временное деревянное здание было сломано. 1926 год считается официальной датой завершения первого этапа строительства, а 1940 год - второго этапа. В 1933 году была выполнена электрификация железной дороги до Люберцев.

Во второй половине 20 века Казанский вокзал развивается и обновляется - открывается зал пригородного сообщения, имеющий выход на станцию метро. В 70-ые годы проводится  реконструкция, благодаря которой увеличилась пропускная способность станции, а к 850-летию Москвы в 1997 году построен самый протяженный в столице подземный переход, соединивший все три железнодорожных вокзала на Комсомольской площади – Казанский, Ярославский и Ленинградский. Сооружено перекрытие над платформами  площадью 17 тыс.кв.м и введено самое современное электронное оборудование, в том числе информационное табло, а в 2002 году был открыт Сервис центр. Построенные по сохранившимся чертежам А.В. Щусева новые корпуса на Рязанском проезде и Ново-Рязанской улице гармонично вписались в облик Казанского вокзала.

Сейчас на станции 9 платформ шириной 9 метров и 17 путей, в том числе 7 пригородных, 6 междугородних и 4 технических. Ежедневно со станции отправляется более 200 пар электропоездов и 70 пар поездов дальнего следования.

 

Интересные факты

  • Архитектор Казанского вокзала А.В. Щусев является создателем также мавзолея В.И. Ленина и станции метро Комсомольская
  • Главная башня построена в стиле дозорной башни Сююмбике в Казани, являющейся падающей башней
  • На башне возвышается шпиль с изображением дракона Зиланта, изображенного также на гербе Казани
  • На часах главного здания вокзала вместо цифр – знаки зодиака, нарисованные самим А.В. Щусевым
  • В VIP зале ожидания в 2010 году появились подиум и красная дорожка. Великий французский дизайнер Жан-Поль Готье, вдохновленный архитектурой Казанского вокзала, выбрал загадочную Москву вместо Лиона для демонстрации своей новой коллекции Весна - Лето
  • В Царской башне расположены картинная галерея с постоянной экспозицией картин народного художника России Дмитрия Белюкина и Музей Московской железной дороги, где представлены макеты станций и паровозов и различные документы. Интересно, что никто из множества пассажиров не знает об этом тайном месте, расположенном в Царской башне. Работает музей по предварительным заявкам в будние дни с 9-00 до 18-00. Войти в него можно через Зал ожидания №3.
  • Единственное в России левостороннее движение на железной дороге проходит от Москвы до Рязани 1 и на участке Люберцы 1 – Коренево. Причиной этого считается то, что дорогу строили английские рабочие.
  • В 1937 году открыта Детская железная дорога, которую обслуживают школьники московских и подмосковных школ. Поезда курсируют с конца мая до конца августа от станции Юность у платформы «Отдых» до станции Пионерская у платформы «Кратово»

В 2015 году планируется начать реконструкцию, которая превратит Казанский вокзал в Москве в развлекательный центр для детей и взрослых с магазинами, ресторанами быстрого обслуживания и кинозалами.

Москва, Казанский вокзал, фото

Москва, Казанский вокзал, фото

Площадь трех вокзалов в Москве - фото

Площадь трех вокзалов в Москве

Казанский вокзал в Москве - фото

Казанский вокзал

все фотовсе фото



Рядом расположены достопримечательности

340м

Ленинградский вокзал

[показать на карте]

400м

Ярославский вокзал

[показать на карте]

1410м

Чистые Пруды

[показать на карте]

1520м

Церковь Архангела Гавриила (Меньшикова башня)

[показать на карте]

1600м

Дом-пагода в Москве

[показать на карте]


Рядом расположены гостиницы

260м

Гостиница Hilton Ленинградская

[показать на карте]

930м

Гостиница Волга

[показать на карте]

2270м

Гостиница Holiday Inn Сокольники

[показать на карте]

расстояния рассчитаны по меткам на карте, действительные расстояния могут отличаться






Добавить отзыв





Разделы сайта

Гостиницы Москвы

Гостиницы эконом класса

Гостиницы 3 звезды

Гостиницы 4 звезды

Гостиницы 5 звезд

Все гостиницы Москвы >>

Практическая информация

Схема метро Москвы

Карта Москвы

Куда сходить в Москве

Сводная таблица: музеи и развлечения

Кафе и рестораны

Прогулки на теплоходе по Москве-реке

Красная площадь

Красная площадь

Спасская башня

Собор Василия Блаженного

Мавзолей Ленина

Все статьи >>

Московский Кремль

Московский кремль

Оружейная палата

Алмазный фонд

Колокольня Ивана Великого

Все статьи >>

Прогулки по Москве

Смотровые площадки

Большой театр

Старый и Новый Арбат

Поклонная гора

Останкинская башня

Все прогулки по Москве >>

Музеи

Третьяковская галерея

Музей изобразительных искусств имени Пушкина

Исторический музей

ЦДХ (Центральный Дом Художника)

Все музеи >>

Усадьбы Москвы

Усадьба Кусково

Усадьба Царицыно

Усадьба Коломенское

Усадьба Марфино

Все усадьбы Москвы >>

Храмы и монастыри

Храм Христа Спасителя

Новодевичий монастырь

Донской монастырь

Даниловский монастырь

Все храмы и монастыри Москвы >>

Ж/д вокзалы Москвы

Казанский вокзал

Ленинградский вокзал

Ярославский вокзал

Курский вокзал

Белорусский вокзал

Все вокзалы Москвы >>

Аэропорты Москвы

Домодедово

Шереметьево

Внуково

Аэроэкпрессы

Выставочные центры

Экспоцентр

Крокус Экспо

ВДНХ

Все выставочные центры >>

Необычные достопримечательности

Измайловский кремль

Бункер Сталина

Памятник Леонову

Вантовый мост с летающей тарелкой

Все необычные достопримечательности >>


наверх

наверх