Курский вокзал в Москве





Курский вокзал в Москве можно назвать путешественником, сменившим не только свое месторасположение, но и имя. Сейчас он обслуживает десятки поездов дальнего следования и электричек в Курском  и Нижегородском направлениях, а начинался Курский вокзал с деревянного скромного здания за чертой города.

 

Из истории

Проигранная Крымская война 1853-1856 годов, когда грузы месяцами доставлялись до юга страны, показала необходимость строительства транспортных артерий в России и в первую очередь на Нижний Новгород и Курск.

Поскольку после войны денег в казне было не достаточно, в 1857 году Александр II разрешает построить железную дорогу на Серпухов и Тулу, Орел и Курск за счет средств инвесторов. В целях экономии первоначальный проект был упрощен, а на строительство дороги привлекались армия и арестанты. В 1866 году началось движение поездов до Серпухова и дорогу стали строить дальше на Курск.

Движение на Нижний Новгород началось еще с 1865 года, а место для Нижегородского вокзала за Камер-коллежским валом, официально признанным с середины 18 века границей города, выбрал сам министр путей сообщения П.П. Мельников.  Станция расположилась у Покровской заставы, недалеко от Большого Никольского переулка, известного сейчас как Путейский тупик. Земли в этих местах были недорогими, облагались невысокими налогами и требования по санитарии и охране труда были не такими строгими, как в Москве.  Деревянное здание станции было построено из дерева и по словам очевидцев, было узким и невзрачным. Возросший пассажиропоток требовал расширения станции и уже в 1865 году его увеличили двумя пристройками.

 

Объединение Нижегородского и Курского вокзалов

Железная дорога на Нижний Новгород во многих документах называлась временной и учредители хлопотали о выделении земли под строительство нового вокзала. Собственник дороги - Главное Общество Российских железных дорог было ограничено в средствах и не могло самостоятельно решить проблему переноса станции ближе к центру. 

В это время в России строятся новые железные дороги, перестраиваются старые здания станций и Курский вокзал было решено объединить с Нижегородским. В 1894 году Московско-Нижегородская дорога была выкуплена в казну, а в январе 1896 года происходит объединение и создается Московско-Курская, Нижегородская и Муромская железная дорога. На Садовом кольце по проекту архитектора Н.И. Орлова строится новый вокзальный комплекс. Светлое здание станции, выполненное в псевдоклассическом стиле, украшали колонны и лепнина на стенах и потолке внутри помещения. Левое крыло было отдано  направлению на Курск, а правое – на Нижний Новгород. День 14 июня 1896 года стал Днем рождения Нижегородско-Курского вокзала, который вскоре стали именовать Курским.

Старая Нижегородская станция еще долго обслуживала товарные и воинские поезда. Особенно много грузов приходило на склады Красного Креста и Металлургического завода, завод Нобеля и другие предприятия во время первой мировой войны в 1914-1917 годах. Со временем новостройки столицы поглотили старую станцию и сейчас на этом месте находятся жилые дома.

 

Курский вокзал в Советское время

В марте 1932 года был объявлен конкурс на проект реконструкции вокзального комплекса. Победителем стал молодой 30-летний архитектор Георгий Ипполитович Волошинов, проект которого предполагал сохранить архитектурные особенности здания. Обновленный вокзал был открыт в 1938 году.

В 1948 году прошла следующая реконструкция, в ходе которой были перепланированы залы, но мрамор и старая лепнина были сохранены. Под руководством Евгения Лансере, народного художника СССР, участвовавшего в оформлении Казанского и Ярославского вокзалов, были созданы плафоны - аллегории четырех рек, с которыми теперь был связан Курский вокзал – это Ока и Кама, Волга и Москва-река.

В 1962 году, во времена хрущевской борьбы с излишествами, здание решили существенно расширить без роскоши в отделке, сохранив старые помещения и не останавливая работу всего вокзального комплекса. Новое здание со стеклянными витражами было построено в 1972 году под руководством главного архитектора проекта Г.И. Волошинова, отлично знавшего прежнее строение. Старое помещение было сохранено как один из залов нового вокзального комплекса.

 

Курский вокзал сейчас

Огромный центральный зал построен по принципу авиационного терминала и имеет длину более 200 метров и ширину 40 метров. Из просторного подземного зала по трем коридорам можно пройти на платформы, в кассовый зал или спуститься в метро. В отреставрированном старом здании с сохраненными плафонами Лансере расположены залы ожидания. Находясь здесь, мы попадаем в середину прошлого века и любуемся творением талантливого художника.

Новое здание сверкает витражами, а высокий 15-ти метровый фасад выходит на привокзальную площадь, где под девятиметровой складчатой крышей – козырьком пассажиры могут укрыться от дождя. Эскалаторы соединяют разные уровни здания и подземную камеру хранения, а просторные залы ожидания способны вместить до 11 тысяч человек. Многоэтажный торговый центр Атриум соединен с вокзальным комплексом надземным переходом.

В ходе реконструкции в 2008 - 2009 годах здание обновили изнутри.  Были установлены новые табло и эскалаторы,  появились лифт для инвалидов и детская комната. Курский вокзал в Москве стал лучшим в России и соответствующим европейским стандартам.

 

История названия

  • Со времени открытия Московско-Нижегородской железной дороги в 1860-х годах вокзал назывался Нижегородским
  • В 1896 году после объединения железных дорог вокзал называют Нижегородско-Курским, а вскоре - Курским

 

Интересные факты о Курском вокзале

  • Газета Московский листок в мае 1896 года писала об открытии Курского вокзала:  «25 мая был торжественно открыт новый объединённый вокзал Курской, Нижегородской и Муромской железных дорог. После торжественного богослужения внутри, в ресторанах и залах 1-го и 2-го классов был накрыт завтрак на 1000 кувертов для чистой публики, а на платформах – угощение для 1000 рабочих»
  • В свое имение Мелихово, в 13-ти км от станции Лопасня, сейчас это город Чехов, ездил А.П. Чехов. В поезде его узнавали и рассматривали, а писатель делал вид, что не замечает этого
  • Как-то в Туле в вагон вошел человек в крестьянской одежде и усевшись, стал есть ржаной хлеб с селедкой. Один из попутчиков стал возмущаться о недопустимости проезда в вагонах первого класса простолюдинов. Барин возмущался и требовал вывести пассажира из вагона и не слушал проводника, шептавшего ему на ухо о том, что ему посчастливилось ехать в одном купе с графом Львом Николаевичем Толстым
  • Интересно то, что реконструкция 1972 года была рассчитана на пассажиропоток до 2000 года
  • Недалеко от вокзального комплекса, по адресу 4-й Сыромятнический переулок, дом 1, стр. 6 находится Центр современного искусства Винзавод, где проходят выставки, фестивали и презентации, имеется арт-кафе
  • Отсюда можно добраться до двух станций Захарово, одна из которых находится в Горьковском направлении, на правом берегу реки Клязьмы рядом с  Ногинском, а вторая - на Звенигородской ветке Белорусского направления
  • На основном перроне станции расположены самые длинные в России платформы №3 и №4,  рассчитанные на 32 вагона. Платформа №11 является продолжением платформы №1 и вместе с ней также рассчитана на 32 вагона.

 

За более чем 100-летнюю историю изменился облик станции. Сейчас Курский вокзал в Москве - самый большой не только в столице, но и в России. Но как прежде, на привокзальной площади стоят извозчики – современные таксисты и также спешат на поезда пассажиры.

все фото



Рядом расположены достопримечательности

1030м

Спасо-Андроников монастырь

[показать на карте]

1540м

Высотное здание на Котельнической набережной

[показать на карте]

1540м

Чистые Пруды

[показать на карте]

1550м

Церковь Архангела Гавриила (Меньшикова башня)

[показать на карте]

1770м

Дом-пагода в Москве

[показать на карте]


Рядом расположены гостиницы

2030м

Гостиница Hilton Ленинградская

[показать на карте]

2330м

Гостиница Волга

[показать на карте]

2490м

Гостиница Метрополь

[показать на карте]

расстояния рассчитаны по меткам на карте, действительные расстояния могут отличаться






Добавить отзыв





Разделы сайта

Гостиницы Москвы

Гостиницы эконом класса

Гостиницы 3 звезды

Гостиницы 4 звезды

Гостиницы 5 звезд

Все гостиницы Москвы >>

Практическая информация

Схема метро Москвы

Карта Москвы

Куда сходить в Москве

Сводная таблица: музеи и развлечения

Кафе и рестораны

Прогулки на теплоходе по Москве-реке

Красная площадь

Красная площадь

Спасская башня

Собор Василия Блаженного

Мавзолей Ленина

Все статьи >>

Московский Кремль

Московский кремль

Оружейная палата

Алмазный фонд

Колокольня Ивана Великого

Все статьи >>

Прогулки по Москве

Смотровые площадки

Большой театр

Старый и Новый Арбат

Поклонная гора

Останкинская башня

Все прогулки по Москве >>

Музеи

Третьяковская галерея

Музей изобразительных искусств имени Пушкина

Исторический музей

ЦДХ (Центральный Дом Художника)

Все музеи >>

Усадьбы Москвы

Усадьба Кусково

Усадьба Царицыно

Усадьба Коломенское

Усадьба Марфино

Все усадьбы Москвы >>

Храмы и монастыри

Храм Христа Спасителя

Новодевичий монастырь

Донской монастырь

Даниловский монастырь

Все храмы и монастыри Москвы >>

Как добраться

Домодедово

Шереметьево

Внуково

Казанский вокзал

Ленинградский вокзал

Ярославский вокзал

Курский вокзал

Белорусский вокзал

Все аэропорты и вокзалы Москвы >>

Выставочные центры

Экспоцентр

Крокус Экспо

ВДНХ

Все выставочные центры >>

Необычные достопримечательности

Измайловский кремль

Бункер Сталина

Памятник Леонову

Вантовый мост с летающей тарелкой

Все необычные достопримечательности >>


наверх

наверх