История Ярославского вокзала

Исторический фасад Ярославского вокзала

Исторический фасад Ярославского вокзала

поделиться:

Идея строительства железной дороги возникла в середине 19 века, когда было подсчитано, что по дороге в сторону Ярославля на различном транспорте — от карет до телег в год проезжает более 150 тысяч человек и провозится около 4 млн. пудов различных грузов. А несколько раз в году тысячи паломников направляются в Сергиев Посад в Троице-Сергиеву Лавру.

Инициатором строительства железной дороги в сторону Ярославля был профессор математики МГУ Федор Васильевич Чижов, внесший значительный вклад в развитие промышленности и торговли России. Федор Чижов сумел привлечь к строительству молодых купцов, в том числе состоятельного и энергичного предпринимателя Ивана Мамонтова, отца известного в будущем мецената Саввы Мамонтова.

24 июля 1958 года император Александр II разрешил провести изыскания по строительству дороги, для чего в мае 1959 года было утверждено Общество Московско-Ярославской железной дороги. Своей первостепенной целью учредители считали общественную пользу строящегося пути, а не получение прибыли.

Проектирование сооружения было поручено петербургскому архитектору Роману Ивановичу Кузьмину, взявшему в помощники мастера архитектуры Смаранга Логиновича Шустова. Место для строительства было определено по одной линии с Николаевским, ныне Ленинградским вокзалом. В 1862 году было построено строгое и изящное двухэтажное белое здание.

Строительство дороги велось 3 года и к лету 1862 года работы были завершены. 22 июля состоялся пробный выезд паровоза с платформой, на которой в палатке расположились инженеры и члены приемочной комиссии во главе с директором-учредителем Общества полковником М. Богомольцем. 18 августа 1862 года станция и дорога были освящены и ежедневное движение поездов было открыто. Это была первая русская — без участия иностранного капитала железная дорога. До 1870 года поезда следовали только до Сергиева Посада с остановками на станциях Мытищи и Пушкинская, Талицкая и Хотьков. Длина пути составляла 65 верст или 69 км.

Приобретенные в Германии пассажирские вагоны были холодными и вместо тамбуров у них была открытая площадка. Первое время поезда следовали без расписания, время стоянок было неизвестно и кондукторы не открывали дверь, чтобы выпустить пассажиров на платформу размяться и подышать воздухом. По этой причине руководство движением было завалено жалобами от недовольных пассажиров.

До конца 19 века Ярославский вокзал почти не изменялся, а проведенная в 1900 году пристройка и надстройка здания, практически не решили проблемы нехватки площадей при возросшем пассажиропотоке. Поэтому решили построить новое здание, проект которого был выполнен Федором Шехтелем и был одобрен во всех инстанциях, в том числе и Николаем II. Строительство началось весной 1902 года и было завершено к 1907 году. По площади новое здание станции было втрое больше старого и выполненное в неорусском стиле было необычным как снаружи, так и внутри. Федор Шехтель сумел воспользоваться принципом древнерусского зодчества и объединил в одно целое несколько различных по форме и размеру построек. Над входом в нише фронтона изображены гербы городов Ярославля — медведь с секирой, Архангельска — поражающий дьявола Михаил Архангел и Москвы — Георгий Победоносец. Светлый фасад и приглушенные тона керамического панно с изображением растительного орнамента напоминают нам о холодном севере.

В результате реконструкции 1995 года на первом этаже здания разместился кассовый зал и был открыт дополнительный Зал ожидания. Смонтированы автоматическая система пожаротушения и электронная информационная система.

Первый электропоезд отправился в Мытищи в 1929 году, а скоростной поезд Спутник — в 2004 году.


Происхождение названия

  • Со времени открытия дороги в 1862 году станция и железная дорога назывались Троицкими, поскольку связывали столицу и Сергиев Посад, где расположена Свято-Троицкая Сергиева Лавра
  • В 1870 году, когда дорогу продлили до Ярославля, вокзал получил современное имя
  • С 1 января 1907 года Московско-Ярославско-Архангельская и Петербурго-Вологдо-Вятская железные дороги стали Северными железными дорогами (не путать с Северной железной дорогой — филиалом ОАО РЖД) и он получил название «Северный»
  • В 1936 года вокзал получил свое прежнее имя

поделиться:

поделиться:






О сайте

Все материалы представлены на сайте в ознакомительных целях. Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения материалов возможен только при наличии разрешения правообладателя.