Улица Новый Арбат

Улица Новый Арбат

Улица Новый Арбат

поделиться:

Трудно представить, но ещё в самом начале 1960-х годов на месте Нового Арбата стояли небольшие и в основном деревянные дома. Улицу проложили в 1962 году, и с тех пор Новый Арбат производит на москвичей и туристов впечатление неоднозначное.

Его называли «Мишкины книжки» в честь архитектора Михаила Посохина, по проекту которого по обеим сторонам улицы были построены высотные здания. Писатель Юрий Нагибин метко окрестил Новый Арбат «вставной челюстью», также из-за этих высоток.

В 1935 году, ещё в сталинские времена, у московских архитекторов родилась идея строительства скоростной правительственной магистрали, по которой машины из московских предместий понеслись бы в Кремль весело, легко и задорно. Но война остановила эти планы, и Новый Арбат появился только при Никите Хрущеве, главном обвинителе культа личности Сталина.

Майским утром 1962 года на Арбатскую площадь выехали танки Т-34, которые прорубили магистраль посреди старинного московского района. Переулки здешних мест носили характерные имена — Хлебный и Столовый, Скатертный и Ножовый. Такое название они получили в честь слободок мастеровых, работающих на царский двор.

Были также Собачья площадка, где находился собачий двор, и Кречетников переулок. Здесь жили люди, помогавшие царю в главном развлечении — охоте (кречет — птица из семейства соколиных). К новым временам, к 60-м годам, птичьи крики умолкли, затих и собачий лай, осталась только плотная застройка из небольших, в основном деревянных домов.

На их месте были построены знаменитые высотки: на нечетной стороне — четыре 26-этажных корпуса, фасады которых напоминают раскрытые книги, а на чётной стороне — пять 25-этажных жилых домов-башен.

По замыслу архитектора Посохина, светящиеся окна изображали слова, которые были не длиннее четырех символов — СССР, 1 МАЯ, КПСС или числа наступающего года.  Установили стилобаты, открыли кафе, рестораны и магазины, — все то, чего в эпоху развитого социализма днём с огнем невозможно было найти. На вешалках в кафе «Ивушка» висели дубленки — тогдашний признак «золотой» молодежи, в универмаге «Весна» была возможность купить туфли-лодочки, а в «Метелице» играла модная рок-музыка. Вот и стали называть Новый Арбат «Тремя километрами Бродвея».

Но не все дома при строительстве были снесены. Сохранился знаменитый родильный дом им. Грауэрмана (в который Шарапов с Валей отвозили подкидыша в фильме «Место встречи изменить нельзя»).

Сложности при строительстве Нового Арбата возникли с одним сооружением — культовым. Небольшой ажурный белоснежный храм Симеона-Столпника с ободком кокошников на фоне циклопических многоэтажек в стиле функционализма сегодня выглядит как особый замысел современных художников.

Дожившая до советской власти Семеновская церковь XVII века тоскливо гнила. Но когда к зданию подогнали экскаватор, чтобы завершить её земной путь, на Новый Арбат приехал архитектор-реставратор Леонид Антропов. Он запрыгнул на экскаватор и сказал, что не сойдет с него. Вскоре из Министерства культуры привезли документ о постановке здания на охрану, и храм был спасён, правда, не его интерьеры. Передали церковь Всероссийскому обществу природы, и более 20 лет в его выставочном зале можно было осматривать мелких животных и птиц: морских свинок и белых крыс, попугайчиков и канареек, а позже — живописные произведения.

Церковь Симеона Столпника была построена в допетровское время. В 1930-е годы, когда она была закрыта, храмовую икону спасли прихожане, и вернулась она сюда только после крушения Советского Союза. 

Дома-книжки и высотки Михаила Посохина на Новом Арбате ещё не превратились в ценную древность, но и на современную архитектуру уже не тянут.

поделиться:

поделиться:




Фотографии




О сайте

Все материалы представлены на сайте в ознакомительных целях. Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения материалов возможен только при наличии разрешения правообладателя.